Другие статьи

К оглавлению


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могли бы существовать науки

                             А.Эйнштейн

 

Закон золотого деления должен быть диалектической необходимостью

                                   Ф.Лосев

 

Не надо искать старое в новом, а надо находить новое в старом.

                          Я.И.Френкель

 

 

Сердце по-прежнему является одним из главных объектов исследования в медицине, физиологии и других биологических науках. Повышенный интерес к этому органу обусловлен широким распространением ишемической болезни сердца в наиболее развитых странах. Это заболевание все более принимает характер эпидемии. Итогом международной кооперации ученых, занятых борьбой с этой «чумой» прошедшего и 21 века, явилось накопление огромного объема экспериментальных данных, отнесенных к различным сторонам сердечной деятельности человека и млекопитающих. К сожаленью, вплоть до наших дней предпринимается мало попыток осмыслить это богатство, исходя из общих теоретических положений. Предвидя создавшееся положение, лауреат Нобелевской премии Г.Селье еще в прошлом веке писал о «настоятельной необходимости в сведении воедино огромного количества данных, публикуемых в медицинских журналах» /Селье, 1987, с. 34/. «Но, -  с сожаленьем отмечал далее Селье, - чем больше публикаций, тем меньше людей, желающих заняться такой интеграцией данных». Сходная в той или иной степени ситуация сложилась не только в медицине, но и в других биологических науках. Такое положение можно объяснить следующими обстоятельствами. Одна из главных причин - возрастающая дифференциация специалистов становится значительным препятствием на пути интеграции приобретенных знаний. Другая причина - «стены», отделяющие биологию от философии, физики, химии и других наук. Важные теоретические исследования часто задерживаются из-за того, что биологам неизвестны результаты, уже давно ставшие классическими в других областях науки. О «разобщенности» знаний в свое время писал А.И.Герцен: «Совершенная отрезанность естествоведения и философии часто заставляет целые годы трудиться для того, чтобы приблизительно открыть закон, давно известный в другой сфере, разрешить сомнение, давно разрешенное: труд и усилие тратятся для того, чтоб во второй раз открыть Америку». Преодоление указанных трудностей возможно только на пути сближения наук и выработки универсальных подходов к исследуемым объектам. В науке, как известно, нет ничего маловажного и второстепенного, ибо все ее части находятся в тесной гармонической связи. Исходя из этого, возникает настоятельная потребность в интегрирующих исследованиях, в которых были бы найдены аспекты сопряжения (гармонии) множества различных объектов в единое целое. В биологии одной из важнейших задач является установление критериев и законов гармонии, в соответствии с которыми отдельные элементы объединены в устойчивые функционирующие системы. Естественно, что на этом фоне проблема гармонии сердца и его систем представляет большой практический и теоретический интерес. В настоящей книге представлен критерий гармонии сердца, впервые установленный автором, а также формализация гармонии кардиосистем в виде математических законов.

Следует сказать, что идея Гармонии Мироздания, тесно связанная с пропорцией  Золотого сечения, имеет давнюю историю: она восходит к пифагорейскому учению о числовой гармонии Мироздания. Гармония Мироздания является древнейшей научной парадигмой, которая возникла в тот же период, как и сама наука. Эта идея относится к разряду «вечных» проблем, интерес к которой никогда не угасал в науке, но особенно возрастал в периоды наивысшего расцвета человеческой культуры. Есть все основания полагать, что последняя четверть 20-го века и начало 21-го века стали периодами своеобразного Ренессанса этой древнейшей научной парадигмы в современной науке. Современная наука, в которой преобладают процессы дифференциации, остро нуждается в междисциплинарной, интегрирующей научной дисциплине, которая объединила бы все направления науки, искусства и технологии. Таким междисциплинарным научным направлением, по мнению академика А.П.Стахова (2005), может стать учение о Гармонии. Все философы, исследующие проблему гармонии, начиная от Пифагора и Платона и до наших дней, сходятся в одном: «гармония царит во всем мире, она является упорядочивающим и творческим началом всей природы и космоса» /Стахов, 2005/. По современному определению, «гармония – соразмерность частей и целого, слияние различных комплексов объекта в единое органическое целое» /Лосев, 1971, с. 128/. Это универсальное определение выдающегося русского философа может быть отнесено и к деятельности человека, и к объектам живой природы независимо от их сложности и назначения. Отметим, что в современной науке гармония все чаще отождествляется с «красотой» представляемой теории. В частности, академик А.Б.Мигдал считал, что «красота теории имеет в физике почти определяющее значение» /Мигдал, 1990/. В своих трудах многие великие ученые пишут о красоте и гармонии истинно научных достижений. Известный физик Р.Фейман был убежден, что «истину можно узнать по красоте». А.Эйнштейн в течение многих десятилетий стремился среди кажущегося бесконечного разнообразия и сложности открыть «всемирную гармонию». «Способность человека обнаруживать фундаментальный порядок и форму в мироздании служила для Эйнштейна источником безграничного удивления и восхищения» /Клайн, 1971, с. 219/. В науке начинает преобладать представление о том, что красивые и гармоничные формулы и уравнения вызывают большее доверие к их достоверности, чем математические выражения, не обладающие этими достоинствами. «Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определенной степени даже его целью, ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а ученый - красоту в истине» /Stakhov, 1998/.

Возвращение в наши дни к древним истокам обусловлено поисками новых подходов к решению крупных научных проблем. Отмечая связь времен, выдающийся биолог-теоретик А.А.Любищев писал: «Прошлое науки - не кладбище с надгробными плитами над навеки похороненными идеями, а собрание недостроенных архитектурных ансамблей, многие из которых не были закончены не из-за несовершенства замысла, а из-за технической и экономической несвоевременности» /Любищев, 1962, с. 212/. Преемственность в науке происходит в различных формах. К ним относятся фундаментальные научные идеи, которые пронизывают все этапы научно-технического прогресса и оказывают влияние на различные области науки, искусства, философии и техники. К разряду таких фундаментальных идей в первую очередь относится идея Гармонии, связанная с Золотым сечением. Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Эту пропорцию называли по разному – «золотой», «божественной», «золотым сечением». Величайшую роль золотого сечения в гармонизации объектов природы отмечали философы Древней Греции (Платон, Пифагор). «С точки зрения Платона, да и вообще с точки зрения всей античной космологии, - писал выдающийся философ 20 века А.Ф.Лосев, - мир представляет собой некое пропорциональное целое, подчиненное закону гармонического деления – Золотого Сечения». Великий ученый средневековья И.Кеплер писал о золотом сечении: «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора, а другое деление отрезка в среднем и крайнем отношении… Первое можно сравнить с мерой золота; второе же больше напоминает драгоценный камень». Кеплер поставил золотое сечение в один ряд с одной из самых знаменитых геометрических теорем. Золотая пропорция является своего рода «визитной карточкой» красоты и гармонии.

Золотое сечение является биологическим или, точнее, психобиологическим, феноменальным явлением, которое в течение тысячелетий естественнонаучно не объяснялось, но широко использовалось и используется в архитектуре, живописи, музыке и других сферах человеческой деятельности. Золотое сечение и связанные с ним числа Фибоначчи представлены в величайших творениях человека. Пирамида Хеопса, наиболее известная из египетских пирамид, большинство культурных памятников Древней Греции, в том числе выдающийся шедевр архитектуры храм Парфенон, шедевры художников эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Дюрера, музыка Шопена, Бетховена, Чайковского, «Модулор» Корбюзье, поэзия Пушкина и Лермонтова, великий кинофильм Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» – вот далеко не полный перечень выдающихся произведений искусства, наполненных чудесной гармонией, основанной на Золотом Сечении.

Феномен золотого сечения проявляется как в самоорганизованной физико-химической природе, например в кристаллах, так и живой природе (филлотаксис растений, строение и функционирование сердечно-сосудистой системы, строение тела человека и др.). Можно сказать, что со времен глубокой древности вплоть до наших дней золотая пропорция не перестает привлекать пристальное внимание ученых. Выдающиеся открытия современной науки (квазикристаллы израильского ученого Шехтмана /Гратиа, 1988/, новая теория филлотаксиса, разработанная украинским ученым О.Я.Боднаром /Боднар, 1992, 1994/, закон структурной гармонии систем, сформулированный белорусским философом Э.М.Сороко /Сороко, 1984/, резонансная теория Солнечной системы) /Бутусов, 1978/, аллометрическая теория измерения /Стахов, 1977, 1989/, концепция компьютеров Фибоначчи /Стахов, 1984, концепция «Математики Гармонии» /Стахов, 1998/ и другие являются достаточно убедительным подтверждением того факта, что наука приближается к раскрытию одного из сложнейших научных понятий - понятия Гармонии, которое согласно Пифагору лежит в основе мироздания. Нами установлено /Цветков, 1993. 1997, 2004/, что гармония сердца человека и млекопитающих также обусловлена «использованием» золотого сечения (см. главы 2-5). Удивительное постоянство, с каким проявляются числа Фибоначчи и золотое сечение на всех уровнях организации природы (генетический код, фуллерены, квазикристаллы, филлотаксисные структуры, морфология человека, форма Земли, «золотая» спираль Галактики и др.) дают основания, по мнению А.П.Стахова (2003), высказать гипотезу, что «Законы Гармонии» одни те же на всех уровнях организации природы.

Гармония составляет основу структуры самоорганизующихся систем. Она первична по отношению к материи, поскольку любой объект природы, воздействуя на наши органы чувств, каким-либо образом уже организован во времени и пространстве. С методологической точки зрения выявлению особенностей заключенной в исследуемом объекте гармонии должно предшествовать выявление его организации. К сожаленью, до недавнего времени в биологических науках аспекту организации не уделялось должного внимания. Организация живых объектов воспринималась, и все еще воспринимается многими биологами, как нечто второстепенное, не представляющее интереса для изучения. В первый ряд исследований по-прежнему входит детализация структур биосистем и протекающих в них биофизических, биохимических и других процессов. Однако еще несколько десятилетий назад Дж. Нидхэм писал: «Биологический порядок и организация не являются аксиоматическими категориями, а, напротив, предъявляют к исследователям требование фундаментальной важности - дать этим понятиям научное истолкование» /Needham, 1968, p. 214/. Изучение организации (а, следовательно, и гармонии) живых систем связано с большими трудностями, поскольку живые системы по причине их исключительной сложности чаще всего изучены очень «мозаично». Во многом трудности связаны с технико-методологическим уровнем науки, определяющим в какой степени в настоящее время может быть исследован данный живой объект. Живых систем, изученных достаточно глубоко и всесторонне, совсем немного. Можно сказать, что сердце человека и млекопитающих является одной из таких систем. Этот орган достаточно хорошо изучен как по «вертикали» (иерархия систем), так и по «горизонтали» (множество параметров деятельности). Сердце является подходящим «полем поиска» для выявления не только своих собственных, «сердечных», но, возможно, и общих принципов гармонии биосистем различной сложности и назначения.

По нашему представлению, решение проблемы интеграции данных и, в конечном счете, организации и гармонии возможно лишь в рамках системного подхода к исследуемому объекту. Системный подход как метод имеет большое значение для изучения конкретных биологических явлений с некоторых общих позиций, он позволяет выявить общие закономерности в разнообразных природных условиях. Кроме того, этот метод обеспечивает координирующую роль для гармонического развития различных областей биологии. Системный подход как метод использован автором для анализа деятельности сердца в естественном единстве его функции, структуры и организации, что, в конечном счете, позволило выявить основу гармонии сердца и его систем. В результате анализа огромного объема экспериментальных данных отечественных и зарубежных исследователей, предпринятого нами ранее /Цветков, 1993, 1997, 2004/, впервые был выявлен универсальный закон сопряжения (гармонии) «простых» сердечных систем в «сложной» кардиосистемепринцип оптимального вхождения. Суть этого принципа заключается в том, что «всякая из сердечных систем, совместно образующих сложную кардиосистему, включается в последнюю оптимальным образом, вследствие чего сложная система исполняет свою функцию с минимальными затратами энергии и строительного материала». (Понятия «сложная» и «простая» система относительны: «простая» система по отношению к своим «простым» системам является «сложной», а «сложная» система по отношению к еще более сложной системе становится «простой».) Для выполнения одного из главных положений гармонии необходимо, «чтобы иерархическая система была устойчивой, каждый ее элемент на любом уровне ее организации должен быть «гармоничным» – это главное положение научной парадигмы, восходящей к Пифагору и Платону» /Стахов, 2005/. Принцип оптимального вхождения удовлетворяет этому положению.

Необходимо отметить некоторую аналогию между обобщенным определением гармонии, представленным А.Ф.Лосевым, и сущностью принципа оптимального вхождения. В первом из них, «гармония… слияние различных комплексов объекта в единое органическое целое». В этом обобщенном определении, распространяющемся на все объекты живой и неживой природы, на объекты творческой мысли человека отсутствует конкретный критерий, в соответствии с которым происходит «слияние различных комплексов объекта». Таким критерием гармонии для сердца и его систем является принцип оптимального вхождения. В соответствии с этим критерием гармоническое «слияние» происходит энергооптимальным «способом» (минимизация расхода энергии на функционирование). Принцип оптимального вхождения конкретизирует общепринятое определение гармонии по отношению к конкретному объекту – системам сердца: гармония вхождения («слияния») имеет энергооптимальную основу.

В книге читателю представлены «золотые» и другие инварианты – отношения, обусловливающие энергооптимальность гармонии сердечных систем и всего сердца в целом (главы 2-5). Установленная нами гармония соответствует нормальным величинам параметров здорового сердца здоровых людей и животных репродуктивного возраста.

Автор выражает глубокую благодарность за обсуждение и продуктивную критику выдвинутых положений ответственному редактору книги д.т.н., проф. И.И.Свентицкому, рецензенту д.м.н., проф. В.А.Глотову, а также д. филос. н., проф. Ю.А.Урманцеву, д.м.н., проф. А.Г.Субботе, д.т.н., проф. А.П.Стахову, д.т.н., проф. О.Б.Балакшину, д.б.н., проф. В.В.Петрашову, д.м.н., проф. Л.Г.Охнянской. Автор искренне благодарен д.б.н. Ю.Г.Каминскому за интерес к данной работе и моральную поддержку.

 

 


К оглавлению