Программирование матричных вычислений на C++

Статьи - переводы с английского


Оглавление      Другие статьи

 

 

1.3. Золотое сечение и числа Фибоначчи

 

 

“Древние, - писал Г.Д.Гримм, - понимали пропорцию следующим образом: “Две части или две величины не могут быть ...связаны между собой без посредства третьей....Достигается это...пропорцией (аналогией), в которой из трех чисел..., среднее так относится ко второму, как первое к среднему, а также второе к среднему, как среднее к первому” [50, с. 7]. Под пропорцией здесь понимается отношение частей целого между собой и с целым; очевидна особая роль среднего пропорционального. Оно содержит в себе, как считает М.А.Марутаев, “качественное обобщение, т.к. оно выражается одним числом, а не множеством” [89, с. 162]. Очевидно, что отдельные конкретные числа и отношения способны выражать не только количество, но и “качество”. Именно поэтому пропорции так существенны в выражении гармонии. Примером “качества”, представленного в отношении, является золотое число. Итак, гармония связана с числами; это ведет к пропорциям особого рода. Учение о золотом сечении возникло в результате тщательного исследования природы чисел. Считается, что деление отрезка в среднем и крайнем отношении впервые было осуществлено великим философом и геометром Древней Греции Пифагором, хотя по мнению Б.Л.Ван-дер-Вардена [26] Пифагор, возможно, позаимствовал его у египтян и вавилонян. Было показано, что отрезок единичной длины AB можно разделить на две части точкой С так, что отношение большей части (CB=x) к меньшей (AС=1-x) будет равняться отношению всего отрезка (AB=1) к его большей части (CB): СB/AC=(AC+CB)/CB, т.е. x/(1-x) =1/x. Отсюда имеем алгебраическое выражение

 

x2 + x - 1 = 0.

 

Положительным корнем этого уравнения является (-1+)/2, так что отношение 1/х в рассматриваемой пропорции равно числу

 

Ф = 1/х = 1,618033989...

 

Такое деление Пифагор называл золотым делением или золотой пропорцией. Число 1,618 принято обозначать буквой Ф в честь древнегреческого скульптора Фидия, часто использующего золотую пропорцию в своих творениях. В соответствии с делением в среднем и крайнем отношении единичный отрезок АВ точкой С делится следующим образом:

 

1 : 0,618 = 0,618 : 0,382 = 1,618

 

или иначе

 

0,382 + 0,618 = 1.

 

Письменные свидетельства, известные человечеству, о золотой пропорции впервые приводятся в ”Началах” Евклида (3 в. до н.э.). Евклид использовал вслед за пифагорейцами золотую пропорцию для построения правильных пятиугольников и десятиугольников. Пятиугольник, точнее пентаграмма, считался у пифагорейцев священным, поскольку эта фигура симметрична и в то же время воплощает в себе некоторую асимметрию - золотую пропорцию, полученную соотношением неравных частей отрезка. В силу своих особых свойств пентаграмма считалась у пифагорейцев символом жизни и здоровья. Существуют всего пять правильных многогранников: четырехгранник (тетраэдр), шестигранник (куб), восьмигранник (октаэдр), двенадцатигранник (додекаэдр) и двадцатигранник (икосаэдр). Все эти многогранники были известны древним грекам и получили название платоновых тел по имени Платона, впервые их систематически описавшим. Каждое из них символизировало какое-то из 5 “начал” или “стихий”: тетраэдр - тело огня, октаэдр - тело воздуха, гексаэдр (куб) - тело земли, икосаэдр - тело воды, - додекаэдр - тело мира (вселенской души, эфира или разума). В средние века И.Кеплер (1571-1630) представил модель Солнечной системы в форме последовательности вложенных друг в друга политонов (платоновых тел). Евклидом была показана возможность построения всех правильных многогранников на основе деления отрезка в среднем и крайнем отношении [73]. В последствии золотым делением занимались Гипоксил (2 в. до н.э.), Папп (3 в. до н.э.), Дж. Компано из Наварры (13 в.). Как считает Э.М.Сороко [121], термин “золотое сечение” происходит от Птолемея. Закрепилось это обозначение и стало популярным благодаря Леонардо да Винчи (1452-1519), который часто его использовал.

В 1202 г. вышло в свет сочинение "Liber abaci" итальянского математика Леонардо Пизанского (1180-1240), известного, однако, больше как Фибоначчи. В книге излагается множество задач. Одна из них ставится и решается следующим образом.

“Сколько пар кроликов в один год от одной пары рождается? Некто поместил пару кроликов в некоем месте, огороженном со всех сторон стеной, чтобы узнать, сколько пар кроликов родится в течение года, если природа кроликов такова, что через месяц пара кроликов производит на свет другую пару, а рождают кролики со второго месяца своего рождения. Так как 1-я пара в 1-м месяце дает потомство, удвой, и в этом месяце окажется две пары; из них одна пара, а именно первая, рождает и в следующем месяце, так что во втором месяце окажется 3 пары; из них в следующем месяце 2 пары будут давать потомство, так что в третьем месяце родится еще 2 пары кроликов, и число пар кроликов в этом месяце достигнет 5”, и т.д. Свое решение задачи Фибоначчи представляет так: “Мы складываем первое число со вторым, т.е. 1 и 2; и второе с третьим; и третье с четвертым; и так одно за другим, пока не сложим десятое с одиннадцатым, т.е. 144 и 233; и мы получим общее число кроликов, т.е. 377; и так можно делать по порядку до бесконечного числа месяцев”. Обозначив число кроликов в n-ый месяц через fn , а в следующие месяцы - fn+1 , fn+2 и т.д., последовательность чисел ряда Фибоначчи можно представить формулой

 

fn+2 = fn + fn+1 .

 

И.Кеплер установил, что fn+1 /fn ®Ф, а Р.Симпсон (1687-1768) строго доказал, что fn+1/fn=Ф. В 1843 г. Ж.Бине нашел формулу, определяющую n-член фибоначчиевой последовательности,

 

fn =(F -1/(-5)n )/.

 

Позднее было установлено, что не только классический ряд Фибоначчи, но и всякий ряд с рекуррентным свойством {fn+fn+1=fn+2} с любыми начальными членами a и b порождает последовательность a+b, a+2b, 2a+3b, 3a+5b, 5a+8b и т.д., отношение соседних членов которой по мере удаления от начала стремится к величине Ф=1,618. Примером такой последовательности может служить ряд Люка: 1, 3, 4, 7, 11, 18, 29, 47 и т.д.

С золотым сечением и числами Фибоначчи связаны целые области в культуре, науке и практической деятельности человека с древности до наших дней. Известно [121], что многие египетские архитектурные памятники построены на основе пропорции золотого сечения и чисел Фибоначчи. Например, с числами 55, 89, 144 связаны не только внешние пропорции пирамид, но и внутренние - зал фараона (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина). Золотая или божественная пропорция, являясь чисто математическим соотношением, получила широкое применение в творениях скульпторов и архитектуре Древней Греции. У древних греков все сколько-нибудь крупные архитектурные сооружения (храмы, стадионы, амфитеатры) построены таким образом, что в них многообразно представлена золотая пропорция. Фригийские гробницы и античный Парфенон, театр в Эпидавре и театр Диониса в Афинах - яркие образцы ваяния и зодчества, исполненные глубокой гармонии на основе золотого сечения. Если в Древнем Египте закон золотого деления используется спорадически, то в Древней Греции - постоянно. В средние века интерес к золотому сечению пропал и свойства этой пропорции были практически забыты. Влечение к “божественному сечению” резко возросло в эпоху Ренессанса. Известный ученый, монах-минорит францисканского ордена Л. Пачоли ди Борго посвятил этой пропорции восторженную книгу “Божественная пропорция” (1509 г.). В этой книге [245] систематически излагались 12 различных свойств гармонической пропорции. Характеризуя эти свойства, Пачолли пользовался весьма сильными эпитетами: “исключительное”, “превосходное”, “замечательное”, “почти сверхъестественное” и т.д. Раскрывая данную пропорцию в качестве универсального отношения и в природе, и в искусстве как совершенство красоты, он называл ее “божественной” и склонен был ее рассматривать как “орудие мышления”, “эстетический закон”, как “принцип мира и природы”. Эта книга сопровождалась прекрасными иллюстрациями Л. да Винчи, который “закрепил” за золотой пропорцией обозначение “золотое сечение” (sectio aurea). Вслед за Л. Пачолли И.Кеплер не менее восторженно говорит о золотом сечении, называя его божественным сечением (sectio divina). Он писал: “Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора, а другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении....Первое можно сравнить с мерой золота, второе же больше напоминает драгоценный камень” [217, c. 23]. Имеются свидетельства, что И.Кеплер одним из первых обратил внимание на проявления золотого сечения в ботанике. Особенно большой интерес к золотой пропорции проявили ученые, зодчие и художники 15-16 веков, его широко применяли в геометрии, искусстве и особенно в архитектуре. В произведениях Браманте, Л. да Винчи, Рафаэля, Джорджане, Тициана, Микельанджело и других проявляется строгая размерность и гармоничность сюжета, подчиняющаяся золотому сечению. Знаменитые итальянские мастера Страдивариус, Амати и др. применяли геометрию пентаграммы и золотое сечение в очертаниях своих скрипок. Шедеврами древнерусской архитектуры являются церковь Покрова на Нерли (12 в.), собор Василия Блаженного (16 в.), церковь Вознесения села Коломенское под Москвой (16 в.) и др.; в формах этих сооружений использованы элементы золотого сечения [27].

После эпохи Ренессанса интерес к золотому сечению на значительное время прервался и в течение более 200 лет эта пропорция была предана забвению. Лишь во второй половине 19 - начале 20 в.в. появились публикации, в которых золотое сечение впервые было установлено во многих явлениях и закономерностях биологических объектов. Среди них видное место занимают труды А.Цейзинга [296, 297]. Цейзинг рассматривал золотое сечение как основной морфологический закон в природе и искусстве. Он показал, что этот закон проявляется в пропорциях тела человека и в телах красивых животных. Г.Т.Фехнером [200] была установлена связь между психофизическим восприятием человека и “золотыми” формами предметов. Т.Кук [41] уделяет большое внимание изучению роли логарифмической спирали в растительных и животных объектах. Им установлено, что феномен роста в биологических объектах связан со спиралями золотого сечения. О значении золотой пропорции в природе и искусстве пишут Г.Тимеринг [125], Г.Д.Грим [50] и М.Гика [41], которые приводят многочисленные примеры проявлений золотого сечения в явлениях природы и различных прикладных искусствах. Интересные исследования об использовании золотой пропорции в шедеврах музыки, живописи и поэзии были проведены в в России и СССР Э.К.Розеновым [109], Л.Сабанеевым [112], Г.В.Церетели [154], М.А.Марутаевым [89], Н.А.Васютинским [27]. Выдающийся советский режиссер С.М.Эйзенштейн [168] занимался исследованием золотого сечения в кино. Он сознательно использовал золотое сечение при структурном построении фильма “Броненосец Потемкин”, а также при формировании отдельных кульминационных кадров фильма. Большое количество исследований посвящено проявлению золотого сечения в шедеврах древних зодчих и в современной архитектуре [110, 161 и др.]. А.Б.Рыбаков [110] считает, что во многих архитектурных шедеврах древности золотое сечение проявляется по антропологическим признакам, т.к. золотая пропорция четко прослеживается в членении тела человека. Интересно отметить, что установлена связь старинных мер длины (локоть, ступня, различные сажени и т.д.) с золотым сечением. Выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье положил золотое сечение в основу своей теории гармонизации в строительстве, известную под названием система “Модулор” [82]. В этой системе Ле Корбюзье объединил существующие представления о пропорциях человеческого тела с отношением золотой пропорции.

После некоторого ослабления внимания к золотому сечению в середине нынешнего столетия во второй его половине резко возрос интерес к этой пропорции со стороны многих ученых в различных отраслях знаний. В США начал регулярно выходить журнал “The Fibonacci Quarterly”. В СССР публикуется ряд работ, относящихся к разнообразным областям науки: поиску экстремумов унимодальных функций [128], математическом описании принципов оптимизации живых систем [22], организации Солнечной системы [25], теории развития этнических культур [23], лечению некоторых заболеваний человека [54, 118, 124], в экономике [28]. Н.Н.Воробьев [38] показал связь золотого сечения с теорией возвратных рядов, комбинаторной математикой, теорией чисел, геометрией, теорией поисков. Настоящий “взрыв” исследований по проблеме золотого сечения в нашей стране приходится на последние 10-15 лет. В эти годы в СССР и странах СНГ появились крупные работы в различных отраслях знаний, где золотая пропорция и ее закономерности использованы как своеобразный методологический принцип, лежащий в основе анализа технических и природных систем, их структурной гармонии.

А.П.Стахов [122] развивает направление по приложению обобщенных золотых сечений и p-чисел Фибоначчи к решению задач математической теории измерений и использованию нетрадиционных методов в теории кодирования информации. Геометрическая интерпретация рекуррентного соотношения для р-чисел Фибоначчи может быть получена, если мы разделим отрезок АВ точкой С в таком отношении, чтобы AB/CB=x, а CB/ACp =xp . Значение искомого отношения АВ/СВ сводится к решению алгебраического уравнения

 

xp+1+ xp - 1 = 0.

 

Ниже приведены приближенные значения золотых р-пропорций, соответствующие начальным значениям р:

 

p

0

1

2

3

4

  5

6

7

8

tp

2

1,618

1,465

1,380

1,324

1,285

1,255

1,232

1,213

 

При р=1 это уравнение принимает “классический” вид

 

x2 +  x - 1 = 0.

 

Корень данного уравнения есть знаменитое число 1/F=(-1+)/2= =0,618, которое Л. да Винчи назвал золотым сечением. По аналогии с золотой пропорцией положительный р-корень уравнения называется обобщенной золотой пропорцией или р-пропорцией, а соответствующее деление отрезка - золотым р-сечением. А.П.Стахов [122] разработал на этой основе логические системы контроля, обладающие информационной и структурной избыточностью, достаточной не только для контроля, но и для немедленного автоматического исправления “сбоев” или ошибок без заметной потери машинного времени. Группа ученых во главе с А.П.Стаховым предложила также новый вид тригонометрических (гиперболических) функций (sFx - фибоначчиев синус, cFx - фибоначчиев косинус и т.д.), изучили их свойства и разработала теоретические основы их применения (дифференцирование, интегрирование и т.п.).

Значительный интерес к золотым р-сечениям был проявлен в философской науке. Э.М.Сороко возвел их в ранг “закона структурной гармонии систем”, который он формулирует следующим образом: “Обобщенные золотые сечения суть инварианты, на основе и посредством которых в процессе самоорганизации естественные системы обретают гармоническое строение, стационарный режим существования, структурно-функциональную ...устойчивость” [121]. Эти золотые сечения по отношению к нормированию противоположностей к единице образуют своего рода интерференционную решетку (“узлы”) - 0,500+0,500; 0,382+0,618; 0,318+0,682;0,276+0,724 и т.д. Их разделяют “пучности” - 0,430+0,570; 0,346+0,654; 0,295+0,705 и т. д. “Узлы” представляют зоны согласованности, устойчивости, а следовательно, и гармонии самоорганизующихся систем, а “пучности” - зоны неустойчивости и дисгармонии.

С.В.Петухов [103] занимаясь проблемами биосимметрий высших порядков (конформными преобразованиями), установил, что двойное отношение длин трехзвенных конечностей млекопитающих, птиц и насекомых приблизительно равно величине - 1,309. С.В.Петухов, анализируя связи между длинами в трехчленных блоках тела человека в течение жизни, показал, что их двойное отношение также приблизительно равно одной и той же величине - 1,309. Формально двойное отношение четырех точек прямой линии ABCD

 

W = ab/cd,

 

где a=AB+BC, b=BC+CD, c=BC, d=AB+BC+CD; W может иметь значения от 1 до бесконечности. Величина W=1,309 связана с золотым числом 1,618 через выражение W=Ф2/2=1,309... и соответствует случаю, когда имеет место геометрическая прогрессия: AB=1,618а, BC=1,6182а, CD=1,6183а, где а - любое положительное число. С.В.Петухов назвал величину 1,309 золотым вурфом. Золотой вурф является инвариантом по отношению к конформным преобразованиям тела и конечностей человека, других млекопитающих, птиц и насекомых.

И.Н.Степанов [123] обнаружил многочисленные проявления золотого сечения и чисел Фибоначчи в структуре почвенного покрова, вещественного состава почв и их продуктивности.

М.С.Радюк [104] установил проявления золотой пропорции при изучении скорости осаждения хлоропластов при денатурации гемогената высших растений.

И.А.Рыбин [111] установил связь золотых чисел в явлениях сенсорной сферы человека.

В.И.Коробко [71, 73] обнаружил взаимосвязь некоторых интегральных физико-механических характеристик твердого деформируемого тела с золотым сечением. Им же установлены многочисленные, ранее неизвестные проявления золотой пропорции в деятельности организма человека: его физиологических ритмах, эргономических параметрах “вхождения” в окружающую среду.

П.Ф.Шапоренко и Лужецкий В.А. [159] провели огромное количество измерений скелетов человека и других животных, в том числе и ископаемых, прослеживая эволюционные изменения основных скелетообразующих элементов. Они убедительно показали, что гармоническая соразмерность частей тела человека связана с обобщенными золотыми p-пропорциями.

О.Я.Боднар [19] установил закон преобразования спиральных симметрий, раскрывающий механизм роста и формирования в живой природе. Рост филлотаксисных форм сопровождается изменением симметрии пересекающихся спиралей, количество которых выражается парами чисел - 1/2, 2/3, 3/5, 5/8, 8/13 и т.д. Последовательная смена порядка спиральной симметрии характеризуется гиперболическим поворотом.

В.Д.Цветков [148, 152] показал, что оптимальная деятельность сердца млекопитающих обусловлена максимальной экономичностью его конструкции. Энергетическая оптимизация сердца обусловлена золотым сечением и числами Фибоначчи. Золотые отношения составляют основу законов композиции структур сердечного цикла; эти соотношения справедливы для различных видов млекопитающих.

В.В.Очинский [100, 101] исследовал музыкальную гамму с позиций золотого сечения, привнеся принципиально новый взгляд на эту проблему. Им же высказана концепция о том, что численная модель человека может быть положена в основу построения единой системы мер.

В связи с вышеизложенным особенно важно указать на связь между “конструкцией” ряда золотых чисел, построенному по рекуррентной формуле ряда Фибоначчи, и симметрией. Из всех возможных геометрических прогрессий лишь одна, в основе которой лежит число F=1,618, обладает следующим признаком: любой член этого геометрического ряда, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих. Ряд F0, F1, F2, F3 ,..., Fn обладает уникальной особенностью: он является одновременно и мультипликативным, и аддитивным, т.е. одновременно причастен природе геометрической прогрессии и арифметического ряда. Число F здесь - естественная инварианта преобразований симметрии подобия, реализованной на данной прогрессии.

М.А.Марутаев [89] открыл еще одну связь числа F=1,618 с симметрией. Последнее ему удалось сделать благодаря развитой им оригинальной теории качественной симметрии чисел. На основе введенного Марутаевым понятия качественной симметрии любое число можно перевести из одной октавы в другую (октавой является интервал чисел ()i+1 -()i , где i - любое целое число). Связь числа Ф с преобразованиями качественной симметрии в пределах 14 октав может быть представлена следующей последовательностью a -чисел:

 

 

    +7           +6        +5         +4           +3         +2           +1

9,888 ^ 6,472 ^ 4,944 ^ 3,236 ^ 2,472 ^ 1,618  ^ 1,236 ^  

 

      -1         -2            -3           -4             -5          -6          -7

  0,809 ^0,618 ^ 0,405 ^ 0,309 ^ 0,202 ^ 0,154 ^0,101

 

(Символ ^ означает зеркальную симметрию соседних чисел относительно ()i ). Таким образом, золотое сечение может выражаться не только числами 0,382, 0,618, 1,618 (как принято), но и другими (например, представленными выше). Причем все ai - числа могут быть получены посредством формулы

 

ai = 1,2362,

 

где i= +1, +2,..., +7 и т.д., -1, -2,..., -7 и т.д. k=+1 или -1, чередуясь в каждом последующем диапазоне, так что для диапазона +1 k=+1, а для диапазона +2 k=-1, для диапазона -2 k=+1 и т.д.; n - целое, меняющееся через диапазон на единицу, причем для положительных диапазонов n=0, 1, 2, 3 и т.д., а для отрицательных - n=0, -1, -2, -3 и т.д.; для начальных диапазонов +1, -1 - n=0. М.А.Марутаевым [89] на основе качественной симметрии была показана также связь числа F с числом b=137. Отметим, что число 137 выводится из фундаментальных констант природы - заряда электрона (q), постоянной Планка (h) и скорости света (c). Безразмерное число 137 связано с целостностью мироздания, поскольку является отношением фундаментальных констант.

Формы симметрии живых систем с “участием” золотого сечения и чисел Фибоначчи известны с давних пор. В.И.Вернадский писал, что “между симметрией косных естественных тел и явлений и симметрией живого вещества, т.е. живых организмов, существует резкое различие, без всяких переходов и исключений” [30, с. 177]. Особенность симметрии жизни иллюстрировалась им, в частности, таким фактом: “Ось симметрии 5-го порядка, неразрывно связанная с золотым сечением..та ось, играющая заметную роль в морфологии форм жизни, в кристаллографии невозможна” [30, с. 177]. В мире кристаллов возможна только поворотная симметрия порядков 2, 3, 4 и 6. Cовременные кристаллографы считают, что “пятерная ось у мелких организмов является своеобразным инструментом борьбы за существование, страховкой против кристаллизации, первым шагом которой была бы их “поимка” решеткой” [160, с. 110]. Поворотная симметрия пятого порядка часто встречается в живой природе (например, морские звезды, морские ежи, цветы).

Поворотная симметрия пятого порядка свойственна икосаэдру - правильному 20-граннику, гранями которого являются правильные треугольники. А.Г.Волохонский [36] установил соответствие общей структуры генетического кода, ряда биноминального разложения 2 и икосаэдра. Английский биохимик Дж. Кендрю показал, что пространственная конфигурация молекулы миоглобина также имеет форму икосаэдра. Им было установлено, что вирусы, состоящие из РНК и белка, представляют собой правильные икосаэдры [73]. Связь между симметрией, золотым сечением и числами Фибоначчи может быть представлена также на ряде “живых” спиралей. Было обнаружено, что применяемая в ботанике для описания видов винтового расположения листьев на побеге последовательность дробей 1/2, 1/3, 2/5, 3/8, 5/13, 8/21, 13/34, 21/55...стремится к пределу 0,382=1/F2=F-2 и фактически обозначает последовательность видов винтовых осей симметрии, применяемых в теории структурной симметрии для описания симметрии бесконечных фигур. Кроме того, установлено, что применяемая в ботанике же для описания спирального расположения семянок в головках подсолнечника или чешуй в шишках сосновых последовательность дробей 1/1, 1/2, 2/3, 3/5, 5/8, 8/13, 13/21, 21/34...также составлена из чисел ряда Фибоначчи и стремится к числу 0,618=1/F и фактически обозначает также последовательность видов винтовых осей симметрии [136]. Спирали филлонаксиса логарифмические и представляют одну из наиболее фундаментальных форм развития многих естественных систем. Логарифмическая спираль обнаружена в форме галактик, раковин моллюсков и рогов млекопитающих, в порядке полипептидных цепей нуклеиновых кислот и расположении лепестков розы. Листорасположение на побегах изучается и современными учеными [12, 33]. Однако, как считает Г. Вейль, “современные ботаники относятся ко всему учению о филотаксисе менее серьезно, чем их предшественники” [29, с. 99]. Аналогичный вид симметрии обнаружен А.Фрей-Висслингом для расположения аминокислотных остатков в спиралях полипептидов для различных молекулярных цепей - 11/3, 18/5, 29/8, 47/13 [27]. Эти отношения и задают углы расхождения аминокислотных остатков подобно углам расхождения листьев растений. Отношения образуют ряд, в котором знаменатели образованы числами Фибоначчи, а числители - производным рядом Люка. Многие раковины в качестве кривой роста имеют логарифмическую спираль с пульсацией d=Ф и d=Ф2 [73]. А.В.Жирмунский и В.И.Кузьмин [57], анализируя критические уровни в развитии биологических систем (зачатие, рождение, половая зрелость, смерть), установили, что отношение некоторых важнейших параметров на соседних уровнях характеризуется числом eе =15,15... C точки зрения преобразований качественной симметрии здесь имеет место золотое сечение [89]. Число eе является инвариантом преобразований важнейших параметров в процессе развития организма. Таким образом, можно утверждать, что “золотая” симметрия систем имеет широкое распространение в животном и растительном мире.

В последующих главах нами ставится задача установления критерия оптимальности сердечных систем. Термин “оптимизация” происходит от латинского слова optimus, что означает “наилучший”. Понятие оптимальности исходит из теории вариационного исчисления. В 1744 г. французский ученый П.Мопертьюи выдвинул принцип наименьшего дейсвия. Понятие функции было обобщено в понятие функционала. В отличие от функции его аргументами являются не числа,  а функции одной или нескольких переменных. Вариационное исчисление решает задачи отыскания экстремумов не отдельных функций, а функционалов. Согласно Мопертьюи, количество действия, “которое допускает произведенное изменение, является наименьшим возможным” дальнейшем формулировка  принципа наименьшего действия  была несколько  измененена. Сфера его применения (в основном механика) вследствие исследований в этой области ряда выдающихся математиков 18-19 веков была расширена практически на все разделы физики. По отношению к системе оптимизация последней означает приведение системы к “наилучшему” виду. Однако встает вопрос - по какому критерию должно определяться высшее “качество” системы? Если говорить о таких характеристиках системы, как ее надежность, или простота, или эффективность, то нет сомнений в том, что более надежная система лучше менее надежной, более простая лучше менее простой и более эффективная - менее эффективной. Разумеется, если при этом более надежная система не связана с меньшей эффективностью, меньшей простотой и т.д. Каждая из этих характеристик предпочтительна лишь “при прочих равных условиях.” По нашему мнению, важнейшим критерием, определяющим оптимальность живых систем, является минимальность расхода энергии и живого “строительного” материала по отношению к исполняемой функции, что и будет показано в дальнейшем на примере систем сердца.

Из всего изложенного выше ясно, что золотая пропорция “представляет” симметрию во многих явлениях окружающего нас мира, что она действительно связана с фундаментальными проблемами современной науки. Золотое сечение и числа Фибоначчи, представляя гармоничность организации систем, выражают в то же время постоянство и изменчивость структур живой и неживой природы. Особые свойства золотой пропорции “позволяют возвести это, говоря словами Кеплера, математическое сокровище в разряд инвариантных сущностей гармонии” [121]. В последующих главах нами будет показана роль золотого сечения и чисел Фибоначчи в обеспечении гармоничной, энергетически оптимальной деятельности сердца человека и млекопитающих.