ОКТАВА
КАК
ФРАКТАЛЬНО-ЧИСЛОВОЙ ОБЪЕКТ
Б. Сварог
Вместе
с тем гармоническая кривая описывает простейший вид движения – осцилляцию‚ а математически является элементарной периодической
функцией: кривые других зависимостей
могут быть разложены в суммы бесконечного ряда гармоник.
Как
же возникает в музыке разделение интервала максимального консонанса 2 - октавы - на промежуточные интервалы? Ответ
на этот вопрос содержится в
древнейшей из известных истории систем музыкального строя - квинтовой‚ названной по имени Пифагора. Исторически повелось‚ что корни всего могут быть найдены
в Греции‚ однако же нет оснований полагать‚ что её принцип не был известен куда ранее в Египте‚
Вавилоне‚ Индии и Китае.
Колебания
струны порождают частичные тоны (обертоны)‚
соотносящиеся как целые числа 1:2:3:4:5...
Квинтовое деление основано на втором обертоне и следующем за октавой
консонансе -
отношении частот 3:2. Как доказывает опыт со струнами различной длины‚
чем проще в числовом выражении это
отношение‚ тем приятнее их колебания на
слух и полнее синергия (явление резонанса) между ними.
Назовём
октавный интервал до-до1. Ступень‚
относящаяся к тонике до по частоте
как 3:2
называется квинтой и традиционно
обозначается соль. Из определения интервала октавы следует‚ что отношение верхнего до1 к соль составит при этом 4:3‚
и это гармоническое отношение известно как кварта
или обращённая квинта. Если заставить звучать три струны‚ настроенные
в до‚
соль и до1
одновременно‚ в аккорде будут
присутствовать сразу три интервала - октава 2:1 ‚ квинта 3:2 и
кварта 4:3. Древние знали‚
что квинта и кварта взаимообратимы - то есть симметричны в
отношении октавы‚ и если соль есть квинта к до‚ то фа - квинта к до1‚ и обратно - фа
по отношению к до
составляет кварту‚ а соль - кварту к до1.
Эту пропорцию можно представить в виде
до: фа: соль: до1 = 1: 4/3 :
3/2 : 2‚
и она означает первый гармонический паттерн октавы - так называемую настройку
орфеевой арфы. Данное выражение содержит в себе все известные в древности отношения
- а именно арифметическую, геометрическую и гармоническую
пропорции, а также принцип золотого
деления. Два его
средних члена при этом соотносятся
как 9:8‚ то
есть образуют интервал натурального
целого тона - Фиг. 2. Таким
образом‚ настройка арфы Орфея содержит
алгоритм (гномон)‚ посредством
которого на основании отношения
первых четырёх членов натурального ряда (греч. τετραξ - четверица) могут быть установлены все музыкальные ступени.
Как
это возможно? Последующее построение
есть хорошо знакомый музыкантам «квинтовый круг». Чтобы квинта первой
четвёрки в свою очередь образовала октаву‚ достаточно изменить длину
соответствующей струны вдвое. Кварта в октаве соль-соль1
по-прежнему до1
‚ а квинтой становится
ступень ре1:
Если фа
в октаве до - до1 мы примем за
ступень со значением 1‚ то квинту от фа до1 = 1 х 3/2 = 3/2 мы
должны понизить вдвое‚ чтобы она пришлась в одну октаву с фа‚ совпав с тоникой до:
до = 3/2 :
2 = 3/4.
Тогда
соль определяется как вторая квинта
от значения
до =
3/4:
соль
= 3/4 х 3/2 = 9/8.
Далее‚ ре1 является
квинтой от соль:
ре1 = 9/8 х
3/2 = 27/16‚
и
величина 27/16 также должна быть уменьшена вдвое‚ поскольку вновь
полученная ступень превысила верхнюю
границу октавы до1:
ре =
27/16 : 2 = 27/32.
Между
до и ре -
также как между фа и соль – лежит интервал
целого тона:
27/32 : 3/4 = 9/8.
Четвёртая
по счёту квинта строится от ступени ре
27/32 х 3/2= 81/64
и носит название ля‚ приходясь в ту
же октаву:
Между ля и
соль интервал целого тона:
81/64 : 9/8 = 9/8.
Пятая по счёту квинта (ми) строится от ля
81/64 х 3/2 = 243/128‚
и
должна быть приведена в одну октаву с ля:
ми = 243/128 :
2 = 243/256.
Ми образует целотоновый промежуток с ре:
243/256 : 27/32 = 9/8.
Шестая
по счёту квинта‚ которая строится от ноты ми и лежит в одной с ней октаве‚
называется си:
си = 243/256 х 3/2 = 729/512.
Между ля и си
также интервал целого тона
729/512 : 81/64 = 9/8.
Мы
видим‚ что квинтовый алгоритм действует совершенно
автоматически и единообразно. Сведём вместе
полученные результаты - Таблица 1.
Две последние квинтовые
ступени ми и си образовали новые
интервалы внутри октавы:
отношения
фа / ми 1: 243/256 =
256/243
и до1 / си 3/4: 729/512
= 256/243
соответствуют интервалу лейммы‚
называемой иначе полутоном.
Леймма по-гречески
«непроходимость»‚ и означает прекращение заполнения октавного
промежутка интервалами в 1 тон. В самом деле‚ интервал
2
(октава) может вместить только 5 интервалов 9/8 и 2 интервала 256/243:
(9/8)5
х (256/243)2 = 2.
Такое
естественное заполнение октавного промежутка (2) тоновыми
интервалами с образованием
семиступенной последовательности тон-тон-п/т-тон-тон-тон-п/т называется диатонической (мажорной) гаммой основных музыкальных ступеней:
Шесть интервалов (31-36) Таблицы 1‚ полученные 1-6 квинтами (а
также обращения‚ дополняющие их до октавы) содержат основу для всех
музыкальных построений. Обращённая же прима (30) соответствует самой
октаве (2).
Продолжение
квинтового алгоритма заставит новые
ступени «вклиниваться» в тоновые промежутки между основными ступенями:
VII квинта
есть 36/29 х 3/2 = 37/210,
поскольку же она приходится на вышележащую октаву (превышая значение до1=3/2),
это число должно быть разделёно на
2, что даёт 37/211;
VIII квинта 37/211х3/2=38/212
>3/2,
поэтому 38/212:2=38/213;
IX
квинта 38/213х3/2=39/214;
X квинта 39/214х3/2=310/215>3/2,
поэтому 310/215:2=310/216;
XI квинта 310/216х3/2=311/217;
XII квинта 311/217х3/2=312/218>3/2,
поэтому
312/218:2=312/219.
Все
последующие ступени после первых семи (образованных с 0 по 6 квинту) обозначаются
как изменённые (повышенные либо пониженные) основные ступени. Седьмая
квинтовая ступень ниже на полутон (28/35) ступени
соль: 32/23 : 28/35 =37/211,
поэтому она называется соль-бемоль (сольb). Восьмая квинта есть пониженная
на полтона ре, так как 33/25:28/35=38/213‚
и соответствует реb. Девятая, точно также – ляb (34/26:28/35=39/214),
десятая – миb (35/28:28/35=310/216),
одиннадцатая – сиb (36/29:28/35=311/217).
Наконец, двенадцатая квинта приходится на пониженный на полтона интервал седьмой,
поскольку 37/211 (сольb) : 28/35=312/219.
Следуя принятому обозначению‚ мы должны отметить эту ступень как соль‚ дважды пониженное на полтона
(сольbb).
В
пифагорейском натуральном строе два полутона (дубль-бемоль) не дают в сумме интервала,
равного целому тону (28/35х28/35=216/310
<9/8)‚ поэтому последняя ступень не совпадает с фа №1 -
не равна в точности
единице‚ то есть интервалу примы (312/219=531441/524288
=1.0136432 >1)‚ превышая её на величину
пифагорейской коммы (обозначаемой
нами D).
Следовательно‚ двенадцатая квинта вверх от исходной ступени порождает новый малый
интервал 312/219
в фа № 13 (Фиг. 5)‚ численно соответствующий разнице целого тона (9/8) с двумя полутонами 32/23:(28/35)2=312/219,
что составляет примерно 1/8,69 целого тона (иначе говоря, 1.01364328,69
= 9/8). Образование микроинтервалов («комм») в квинтовом строе задаёт числовую
основу системы натуральной микрохроматики. Полное заполнение интервала октавы
полутоновыми ступенями даёт естественную (12-ти или 17-ти ступенную)
хроматическую гамму. При этом
восходящие квинты (по часовой стрелке круга) образуют ступени бемоля ()‚ а нисходящие (против часовой стрелки) - ступени диеза (#) - Фиг. 6‚ 7.
Очевидно‚ что на этом
квинтовому процессу не положен предел.
Если продолжать его далее‚ все ступени
квинтами вверх будут повторяться с повышением на комму (+D) с каждым витком спирали‚ и
при движении квинтами вниз (последовательные значения умножаются на
2/3‚ и также приводятся в исходную октаву) - с убыванием
(−D) в каждом цикле двенадцати. Мы предоставляем проверить это самому читателю.
Итеративное деление отрезка до - до1 гармоническими числами бесконечно‚ и при этом никогда не происходит совпадения
положения двух различных номеров.
Отметим
основные моменты‚ инвариантные относительно значений ступеней‚
полученных квинтовым алгоритмом - достаточно‚
чтобы их номера шли по порядку
:
1. каждые 12
последовательных ступеней образуют натуральную
хроматическую гамму с подразделением
октавы на 12 полутонов- Фиг. 6;
2. 17 последовательно взятых ступеней образуют семнадцатиступенную
хроматическую гамму 12-ти полутонов с энгармонически неравными повышенными и
пониженными ступенями‚ разделёнными интервалами
коммы (D) - Фиг. 7;
3.
каждая тринадцатая ступень в
периоде 12-ти квинт замыкает октавный цикл‚ порождая сдвиг на микротоновый
интервал (комму D) - Фиг. 5;
4. каждый диаметр‚
проведённый через противолежащие
ступени двенадцатичленного круга‚ отмечает в нём ось
зеркальной симметрии и два
полюса‚ относительно которых проявлен двоичный паттерн Октавы - Фиг. 4‚9;
5. каждые 7 следующих по порядку
ступеней‚ отделённых диаметром (Фиг. 10)
образуют семиступенную гамму с пятью целотоновыми и двумя полутоновыми промежутками одного из
семи принятых в античности ладов
(либо заменяющей лад тональности) - семеричный паттерн Октавы:
6. все вышеуказанные свойства Октавы определены её пятеричным циклом: пять
квинт вверх результируют понижением исходной ступени на полтона‚ либо повышением на полтона при движении
квинтами вниз - Фиг. 5‚ 8;
7. далее‚ двенадцатеричный порядок разбивается на «квадранты» и «тригоны» малой и
большой терций‚ служащих в музыке основой
аккордово-гармонических построений - Фиг. 11;
8. и‚ наконец‚ все описанные отношения проистекают из начал чёта и нечёта (3n : 2m)‚ заложенных в квинтовый
алгоритм. Свойства Октавы как
умозрительного объекта не зависят от
природы звука‚ и вправе рассматриваться как проявление законов числа. Подобные принципы числовой организации
обнаруживаются и в ДНК – универсальном коде жизни.
Присутствие
коммы в квинтовом круге было известно
издавна и служило постоянным раздражающим фактором для музыкальных теоретиков.
Им казалось неудобным образование в
натуральном строе тональных гамм с комматически смещёнными ступенями‚
а также и то‚ что октава не замкнута - два натуральных полутона не образуют в
точности целый тон. Уже
греческий философ Аристоксен‚
ученик Аристотеля (IV в. до н.э.)‚ предложил темперированный строй - деление октавы на равные интервалы. Но эта рационалистическая идея
смогла осуществиться лишь во второй половине XVII века‚ когда каждый полутон объявили
равным ровно 100 центам‚ или .
Это
дало возможность‚ бесконечно поднимаясь по лестнице
квинт‚ неизменно возвращаться к её началу‚ - как мы
видим на гравюре Маурица Эшера
и в чём убеждают нас органные произведения Иоганна-Себастьяна Баха - Рис.1.
Но те‚ кто стоял ближе
к основаниям квинтовой системы‚ не могли не сознавать её фрактальные возможности
-
об этом свидетельствуют известные места платонова Тимея (36).
Продолжим
итерации виток за витком двенадцатиступенного круга. Нетрудно убедиться‚ что на пятом круге будет достигнуто приращение в
4 коммы‚ что превышает интервал полутона (3.85 D). Тогда ступень 12х4+6 = №54
ми станет на полтона выше‚ то есть «обратится» в
фа‚ а «квинтовая спираль»
пересечёт самое себя во второй раз - первое сближение мы видели в №13. На сей раз‚ показывает расчёт‚ «соединение» более полное – новый
микроинтервал (s) в
6.5 раз меньше пифагорейской коммы (D)‚ а «витки
спирали» стали значительно шире.
Отправляясь
от нового значения‚ мы вправе ожидать‚ что на седьмом круге цикла в 53 квинты s-приращения достигнут величины D‚ и снова произойдёт «соединение»
с единичным фа. При этом ступень №54 + 53 х 6 = 372 достигнет (и превысит ещё на какое-то микротональное деление) величину ступени №13 фаD. Если №13 приходит в соответствие
с № 372‚ то №1‚ очевидно‚ отвечает 372─12 = № 360‚ так что
следующее «возвращение» происходит
ровно на этом номере‚ что подтверждается компьютерным моделированием
пифагорейских гармонических чисел.
Не
боясь наскучить читателю‚ мы не откажем себе в
удовольствии привести расчёт «на
пальцах» и следующего
соединения. Поскольку интервал октавы 2 содержит 51 микротон I порядка D плюс один
микротон II порядка s‚ то
приращение комм D с каждым циклом 12-ти
ступеней за 51х12=612 номеров
покроет интервал в 51D‚ а для
получения малого приращения s‚ как мы знаем‚ нужен ещё
период в 53 ступени. Прибавив к №1фа
51 цикл по 12 номеров и один в 53 номера‚ мы
получим искомое значение ступени
№1+612+53 = №666 - самое близкое после
единицы среди более чем 16000 гармонических чисел (этот
микроинтервал t составляет 1/15878 часть октавы) - Фиг.
12. Так‚ занимаясь вроде вполне безобидным делом‚ мы
невзначай затронули «эсхатологическую» тему.
54
есть сумма «двойных и тройных чисел»‚ приводимых Тимеем как принцип
расчленения Октавы космоса:
360 тоже
хорошо известно - до сих пор так считают градусы окружности‚ но причём здесь «число Антихриста»? Ответ может
заключаться в том‚ что 666 не менее других паттернов
Октавы пригодно для представления временнх циклов‚ ведь
«устрояя небо, Он
творит... вечный же образ, движущийся
от числа к числу, который мы назвали временем»
(Тимей‚ 36b).
Время
- «материя» столь же привычная для
нас‚ сколь и непонятная‚ - по свидетельству всех
мистиков‚ есть принцип фрактального
раздробления единого Бытия.
Каждый из периодов Октавы отвечает гамме с
соответствующим микротональным делением‚ поддерживая основное фрактальное
свойство - создавать циклы внутри циклов‚ повторяя одни и те же числовые узоры в нисходящем порядке шкалы
масштабов‚ -
возьмём для примера известное множество Мандельбро. В этом смысле мы можем говорить о «внутренних
октавах»
‚
вкладываемых друг в друга наподобие матрёшек. Период в 665 квинт выступает при этом характерным аттрактором‚
повторяющим в своём интервале исходный
рисунок двенадцати ступеней - Фиг. 13 а‚б:
Периоды
более высоких порядков раскладываются на нижележащие как на
составляющие модули‚ связующим
звеном выступает цикл
665:
16266 =
665 х 24 +
359 ─ 53‚
31867 =
16266 х 2 ─ 665‚
79335 =
16266 х 5 ─ 665
х 3‚
111202 =
16266 х 7 ─ 665
х 4‚
190537 =
16266 х 12 ─
665 х 7‚
301739 =
16266 х 19 ─
665 х 11‚ и
т.д.
Ранее
период 665 был нами получен из 53 и 12
(12 х 51+53 = 665)‚ а 53 точно также следует из 12
и 5 (12 х 4
+ 5 = 53). Все они приводят обратно к тетраксу (1:2:3:4)‚ определённому
нами выше в качестве основной октавной структуры. Такого рода «сквозной»
принцип фрактальной организации мы видим и в натуральном золотом ряде чисел Фибоначчи
- и‚ как знать‚ все «большие числа»
математики и физики‚ быть может‚ в конечном итоге
сводятся к немногим фундаментальным «кирпичикам»‚ как это утверждали
пифагорейцы?
В конце XVI века
француз Жозеф Скалигер задумал создать времяисчисление‚
наилучшим образом согласованное с известными на то время астрономическими и
историческими данными‚ и предложил так
называемый юлианский период в 7980
лет‚ попав как раз «в яблочко»‚
поскольку эра Скалигера - до сих пор‚
кстати‚ используемая при хронологических
расчётах‚ -
как раз основана на периоде 665 (7980 = 665 х 12).
Вряд ли
Скалигер‚ да и Св. Иоанн опирались на непосредственное знание об Октаве‚ но её
следы уводят куда дальше. Носящая имя
Пифагора квинтовая система по глубине
своей общности является бессмертным памятником - а равно и универсальным кодом
человечества: если даже предположить‚ что знание о ней было бы когда-либо
утрачено‚ её неизбежно переоткрыли бы снова. Странные
«мистические» принципы‚ положенные
древними в основание природы и применённые в философии‚ астрологии и счёте
времени - пара инь-ян‚ три гуны‚ пять элементов‚
восемь направлений и двенадцать знаков Зодиака‚ шестидесятилетний цикл‚
загадочный И цзин‚ майанский календарь и древнеиндийские эры - все они так или иначе находят в
Октаве свой прообраз.