В ПОИСКАХ «ЗАКОНА СВОБОДЫ»
«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И СВОБОДА ВЫБОРА»
В свое время в № 7 «Вопросов философии»
за 1990 г. появилась совершенно замечательная статья Владимира Александровича Лефевра, которая называлась
«От психофизики к моделированию
души» и касалась проблем человеческой рефлексии. С тех пор прошло более пяти лет, но ничего принципиально нового в этой области непоявляется, и возникает легкое чувство досады, ощущение некоторой недосказанности, как будто на самом захватывающем
месте остановили интереснейший
кинофильм. Работа Лефевра покоряла оригинальностью мышления, неожиданным применением булевой алгебры для описания мыслительных
процессов, происходящих в
сознании человека. В прошлом инженер электросвязи, а ныне - профессиональный журналист,
автор этих строк интуитивно чувствовал, что математический аппарат, предложенный Лефевром,
мог бы работать при моделировании процессов обработки в сознании информационных блоков, а, возможно, и в механизмах принятия
решения. Смущала только одна
фраза, сказанная Лефевром в интервью, опубликованном в том же номере журнала: «Я не могу
вложить в своих кукол
того, что называется свободой выбора и я не уверен,
что нам когда-нибудь удастся это сделать».
Эта фраза огорчила меня и заставила
задуматься. К этому времени
уже было ясно, что двухуровневая логика, основанная на обработке символов «истинно» - «ложно»,
непригодна для оценки
смысловой нагрузки, содержащейся в информационных блоках. Журналистам известно, что информационный блок есть вещь конкретная, со
своим, если хотите, вкусом,
цветом и запахом. Это нечто, что можно мысленно оценить и взвесить. Информационный блок может оказывать влияние как на судьбы отдельных личностей, так и целого общества, то есть способен обладать
некоторой движущей осязаемой
силой. Один и тот же скомпонованный набор фактов способен оказывать на различных субъектов самое
разное воздействие,
зачастую прямо противоположное. Например, сообщение в газетах, что на месте еще нераскрытого преступления найдена очень важная
вещественная улика, вызовет радость у потерпевшего и заставит нервничать скрывающегося преступника. А для очень многих
людей эта информация окажется
ничего не значащей. Следовательно, для оценки информационных блоков в сознании
человека должна применяться, как минимум, трехуровневая система градации: положительная, нейтральная и
отрицательная. Нельзя также было отказываться от лефевровского понятия
статуса образа, содержащегося в смысловой нагрузке информационного блока. В свое время Гуссерль
как бы наложил запрет на использование математики для описания мыслительных
процессов, на том
основании, что математика есть производный продукт мышления. Этот барьер Лефевр смог успешно преодолеть. К тому же сама идея запрета несколько
смущала: следуя логике Гуссерля, нельзя описывать
работу мыслительных процессов даже словами, поскольку речь тоже чистый продукт человеческого разума.
Обозначенная проблема поначалу выглядела предельно просто: надо было перейти в сознании человека от символов «истинно» - «ложно» к символам «за» - «против», найти своеобразный перекидной мостик от обработки информационного блока на непрерывном аналоговом уровне к выбору, принятию решения на уровне дискретном, цифровом. Лефевровская константа «золотого сечения», число 0,62, в этом плане ничего не давала. Требовалось новое основание логарифмов, а числа, меньше единицы для основания новых логарифмов не подходят, ввиду их отрицательной характеристики. Но, с другой стороны, никто не запрещал использовать для этой цели вторую константу «золотого сечения», зеркальный двойник полюбившегося Лефевру числа. Это число есть 1,62 или если точнее:
(√5 +1) ∕ 2 ≈ 1,62…
Оба эти замечательных во всех отношениях числа суть корни одного и того же квадратного уравнения у = х2 - х + 1.
Числа эти в точности обратны
друг другу, т.е.
0,62 = 1/1,62.
Прологарифмировав всю эту тройку чисел по новому основанию, которое я, по описанным ниже
причинам, назвал рецессивным, я получил нужные мне выражения:
0,62 = -1; 1 = 0; 1,62 = 1;
В дальнейшем вместо громоздкого выражения «» я буду применять более
компактное lor (логарифм рецессивный)
или еще более короткое lr, что некоторым образом напоминает о Лефевре.
Прелесть такой находки состояла в том, что, повышая значимость информационного блока ровно на
единицу в арифметическом смысле, я менял знаковую систему на логарифмическом
уровне, т.е. менял статус информационного блока в знаковом отношении на противоположный. Это была неплохая находка, но требовалось еше одно число, органично вписывающееся в данную систему чисел и позволяющее обозначать статус информации до уровня,
необходимого при принятии
решения. Я чувствовал, что симметричность в ситуации выбора неуместна, что
асимметрия «золотого сечения» обязательно должна в этом случае работать так, как она работала у Лефевра.
Необходимое мне число немедленно легло
на бумагу. Им оказалось число, на первый взгляд, вроде бы взятое «с потолка». Я просто взял и увеличил число
1,62 ровно на единицу, получив
2,62 или
(√5
+1) ∕ 2 +1
.
С упомянутой тройкой чисел новое число
имело соотношения:
1,62/0,62 = 2,62; 1,622 = 2,62, т.е. рецессивный логарифм числа 2,62
равен двойке:
lr 2,62 = 2.
Прибавив единицу к смысловому содержанию информационного блока, я увеличивал его
статус не просто тоже на единицу
в плане логарифмическом, а одновременно повышал его статус вдвое! Остальное уже было выполнить не
сложно.
Появилась на свет первая, весьма приблизительная модель
работы человеческого сознания в ситуации выбора. В некотором роде изюминкой этой модели
было устройство, выполняющее
функции своеобразного аналого-цифрового преобразователя и напоминающее
своеобразный «зеркальный трельяж». Этот трансформер-преобразователь (в моем обозначении, сокращенно – «траз»)
оценивает смысловую нагрузку информационных блоков на аналоговом уровне и
переводит ее на уровень дискретный, цифровой, присваивая ей статус, необходимый
при принятии решения.
Отражение в «зеркалах» траза происходит примерно по такому же принципу,
как складываются скорости
или моменты вращения столкнувшихся бильярдных шаров. Принцип работы траза
отображен на рис. 1.
Рис.1 Принцип
работы ТРАЗа
Работа схемы принятия решения в ситуации выбора представлена на рис. 2. Эта функциональная
схема сознания весьма и
весьма приблизительна и для ученых-психологов может показаться ересью, но для приближенного
анализа модели она вполне годится.
Рис.2
Информационные блоки по различным каналам поступают на узел 1. Ненужная, «нулевая» информация
отсеивается сразу. Та информация, которую субъект считает необходимым
запомнить, как бы повышается в своем статусе до уровня 1, что в амплитудном значении
соответствует числу 1,62 и закладывается в память. Знак здесь роли не играет.
Он играет роль только при
выработке направляющего плана. Субъект оценивает поступающую информацию по ее
знаку и на его основе
решает осуществить задуманный поступок. Узел формирования направляющего плана обозначен
на рис. 3. Из этого же
узла в память делается запрос об имеющейся на этот счет соответствующей
информации. Еще раз прошу учесть, что схема эта ничего общего с реальным процессом в сознании не имеет. Это просто модель, которая
может быть выполнена на
типовой элементной базе обычной микроэлектроники и не более того. Электронщики меня
поймут, а психологи должны простить кажущуюся им неуклюжесть терминологии.
Из памяти (узел 2) информационные блоки поступают на тразовое устройство в том виде, в каком были
заложены в память. Сюда же
с узла 3 уже поступил блок направляющего плана, который в аналоговом режиме имеет единичную амплитуду, а в логарифмическом виде
нейтрален.
Если поступивший информационный блок
работает в пользу
намеченного решения, то происходит их сложение по амплитуде с последующим логарифмическим
преобразованием, для
присвоения статуса. Согласованный в одном направлении с направляющим блоком, поступивший из памяти
информационный блок имеет
на выходе траза статус, равный 2; если же смысловая нагрузка поступающего блока не
совпадает по смыслу с направляющим, происходит вычитание амплитуд и на выходе траза «супротивник» получает статус, равный
-1. Это реально заложенная
в сознание асимметрия. В психологии это явление известно, как «приоритет первого побуждения».
Известно, что человек, однажды на что-то решившись и получив довод в пользу этого решения, редко
останавливается при получении
контрдовода. Получив еще один контрдовод, он в лучшем случае слегка задумывается, но
обычно продолжает начатое дело. И только под воздействием последующих контраргументов может отступиться от
принятого решения. Чисто
по-житейски, это тоже понятно: охотнее всего принимается та информация, которая работает в
пользу твоих намерений.
Статусы всех прошедших через тразовое
устройство информационных
блоков подсчитываются в отдельных счетчиках-сумматорах (узел 6) и направляются на сравнивающее устройство - компаратор, (узел
7), который выявляет разницу
по модулю и по знаку и, в зависимости от результата, или совершает намеченный акт или
отменяет его.
Если разница между «за» и «против»
равна нулю и решение
принять затруднительно, делается дополнительный запрос в память на предмет
дополнительной информации. Если и это не помогает - ведется поиск информации
вовне: скажем, в справочниках,
у окружающих, включая и надежду на универсальный русский «авось».
Модель сознания, представленная на рис.
2, показывает, какие
последствия может повлечь за собой недостоверная информация: знаковая система путается и субъект под
воздействием полученной
информации может совершить вредное по своим последствиям или для самого субъекта, или для окружающих его людей,
действие. Примерно такая
ситуация возникает в тоталитарном обществе, когда в угоду идеологии искажаются реальные
факты; тяжкие последствия,
возникающие в результате путаницы знаков в нравственных, правовых и иных координатах прогнозировал в свое
время большой отечественный философ Мераб Константинович Мамардашвили.
До сих пор мы ни слова не сказали об
узле 8 как об устройстве,
определяющем достоверность источника информации. Этот узел особенно необходим в условиях информационной путаницы. Один и тот же факт СМИ
могут интерпретировать по-разному, нередко с точностью до наоборот. Человеку
приходится затрачивать дополнительные усилия на выяснение того, насколько
достоверна та или и иная информация. Механизм этот нарабатывается эмпирическим
путем и объективность его
не всегда бесспорна. В таких условиях действовать очень сложно, - чрезвычайно велика вероятность
ложных поступков, надежда
здесь только на механизм саморегуляции, который
путем естественного отбора откорректирует поведение системы в нужную сторону.
Из схемы видно также, что, однажды возникнув, информационный
блок может на своем пути в небытие, прожить достаточно долгую и разнообразную
жизнь в сознании различных
субъектов. Кто-то на его появление не обратит никакого внимания, кого-то он огорчит, а
кого-то обрадует. Не исключено,
что под его влиянием в природе или в сознании человека что-то изменится. Налицо почти полная аналогия с
живым существом и, однажды высказав такое предположение, невольно задумаешься, насколько
далек ты от истины. Не
работает ли такая математика, основанная на «золотом сечении», и в материальной природе
живых существ?
Но, прежде, чем перейти к этой теме,
отмечу, что на самом деле
существует два типа тразовых устройств. Есть так называемая (в моей терминологии, конечно)
схема независимого, непредвзятого
суда, работающего по равновесной схеме: или-или. Я не привожу здесь его работу по той причине, что
такое устройство может действовать только теоретически, в реальной жизни оно бесплодно. Вспомним
царя Соломона, который
пытался беспристрастно решить, какой из матерей принадлежит грудной ребенок. Соломон был вынужден создать направляющий план, после чего
ситуация разрешилась -
дитя обрело родную мать. Имеются все основания предположить, что независимого
суда в живой природе вообще
не существует, иначе бы схожие ситуации разрешались различным образом. Любой, самый независимый суд, для оценки фактов, лежащих в основе
рассматриваемого дела, вынужден
руководствоваться направляющим планом, называемом законодательством или правом. Если на суд воздействует
иное право, скажем «телефонное», то к независимому суду оно отношения не имеет. Даже Божий
суд будет с каждым из
нас разбираться по своим высшим законам, законам свободы, о которых разговор
пойдет ниже.
«Золотое сечение» в живой природе
Следы «золотого сечения» обнаруживаются в природе постоянно, что стало заурядным фактом и
давно уже никого не
удивляет. Известны, например, числа Фибоначчи, их участие в архитектуре растений. Но и в
памятниках архитектуры,
созданных человеческим разумом, обнаруживаются все те же «золотые» пропорции. Лефевр, видимо, первый, кто открыто заявил, что принципы «золотого сечения» заложены генетически в человеческом разуме. Но
любая самая прекрасная идея нуждается в доказательствах или подтверждениях на
практике. Последовательность чисел Фибоначчи в классическом ее виде, выглядит так:
О, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21...
Рекуррентные
признаки этой числовой последовательности заданы
следующим образом:
Или, иными словами, последовательность
эта начинается нулем, а каждый ее последующий
член равен сумме двух предыдущих. Ее
графическая интерпретация выглядит как простейшая фрактальная структура и изображена по восходящей, снизу вверх,
на рис. 3.
Рис.3 |
Рис.4 |
Структура доминантной
последовательности |
Структура рецессивной последовательности |
Несмотря на всю кажущуюся простоту, такая фрактальная структура вызывает определенные
ассоциации. Если трактовать
зеленые линии как верные
поступки, а красные линии –
как ложные, то перед нами
- модель простейшего механизма поведения человека в повседневной деятельности, которая, собственно и состоит из непрерывной
цепочки точек бифуркаций, принятий решений в ситуациях выбора. Одновременно
это модель свободного волеизъявления, или закон свободы, если проще. В самом деле, никто не
препятствует человеку совершать
как верные, так и неверные, ложные поступки, человек волен
поступать так, как ему заблагорассудится. Но обратите внимание, - путь
последовательных истинных поступков всегда один-единственный! В то время,
как один неверный шаг может разрушить целую цепочку сделанных до того верных поступков. Человек
постоянно находится как бы на
морально-нравственном «минном поле», где его на каждом шагу подстерегает опасность.
Значит, чтобы пересечь жизненное поле единственно правильным путем, надо иметь
своего рода «миноискатель», руководствоваться какими-то эмпирическими
правилами. Можно идти за опытным проводником, но обычно таких людей в ближайшем окружении
не оказывается.
Классическую последовательность чисел
Фибоначчи (назовем ее
пока доминантной) можно бы продолжить влево от нуля и посмотреть, что получится. А получается весьма
любопытная вещь:
доминантная структура имеет зеркальную симметрию по модулю ,
в которой центром является ноль.
...-21, 13, -8, 5, -3, 2, -1, 1, 0 ,
1,1, 2, 3, 5, 8, 13...
а симметрия, - как подсказывает нам
разум - является одним из
признаков совершенства структуры. Слегка смущает, правда, то обстоятельство, что последовательность,
уходящая влево
представляет собой как бы знакопеременный ряд чисел, но еще неизвестно, недостаток это или достоинство.
Следом возникает такой, логически
обоснованный вопрос: а не
может ли доминантная последовательность чисел, комбинируя с самоподобными
структурами, порождать другие явления? Уж слишком она напоминает какое-то наперед
заданное правило
кристаллизации.
Оказалось, что она и это может;
простейшие комбинации доминантной
структуры с себе подобными,
на одном из сдвигов
порождают не менее изящную числовую последовательность, точно так же имеющую зеркальную
симметрию по модулю и обладающую
рекуррентными признаками ряда Фибоначчи. За единственным исключением: в центре симметрии у этой
последовательности стоит не нуль, а двойка, которая на следующей ступени
развития дает единицу; примечательно,
что такая последовательность - одна-единственная из множества исследованных комбинаций доминантной структуры. Все остальные могут иметь
самый разный вид и эти явления заслуживают отдельного
разговора, но симметричный
ряд - единственный, и я назвал его «рецессивным», далее будет понятно - почему.
Выглядит рецессивная последовательность чисел таким образом:
...-29, 18, -11, 7, -4, 3, -1, 2, ,
1, 3, 4, 7, 11, 18, 29...,
и среди математиков известна как «ряд Люка»( с
ударением на последней гласной).
Структура правой ее ветви приведена на рис. 4 и мы имеем возможность сравнить строение доминантной и рецессивной структур. По существу, это одна и
та же структура, только рецессивное
строение выглядит несколько необычно. Такое ощущение, что в какой-то момент обычная доминантная
структура решила изогнуть свою правую ветвь и обернуться вокруг чего-то,
возможно, вокруг похожей на себя, «дружественной структуры».
Может быть, так оно и было миллиарды лет назад, когда расплавленная магма в каком-то уголке
Земли начала остывать и
кристаллизоваться. Какая-то органическая смесь тоже начала участвовать в этом процессе. К
ней приблизилась еще не до
такой степени остывшая структура и закрутилась вокруг первой в правую сторону, и, однажды
так скрутившись, доминантная структура породила рецессивную, а их взаимные комбинации оказались настолько
жизнеустойчивыми, что смогли создать самые разнообразные формы жизни. Никто не мешал этим структурам принять в своем развитии вид двойной спирали, как это наблюдается у ДНК, и создать,
разместить вдоль нее свои составные
элементы.
Я проверил, как взаимодействуют между собой доминантные и рецессивные структуры в
различных сочетаниях, относительных
сдвигах. Получаются чрезвычайно занятные вещи.
Скажем, подтверждаются основные законы наследственности. При прямых, без сдвига, комбинациях, когда один из аллелей
полностью доминирует над другим, получаются три доминантных и один рецессивный фенотип. При сдвиге на одну позицию гетерозиготных структур образовываются
одна доминантная и одна рецессивная гомозиготы, а кроме их две гетерозиготы, - прямо как в букваре, которым для меня послужила книжка Шарлотты
Ауэрбах.
При всем внешнем сходстве обеих
структур, доминантной и
рецессивной, разница между ними примерно такая же, как между обычной клеткой человеческого
организма и половой, принадлежащей
тому же организму. Обычные клетки могут размножаться путем обычного деления, но примерно на 70-й
ступени деления подходят к так называемому пределу Хейфлика
и вырождаются. Жизнеспособность их таинственным образом исчезает. В то же время
половые клетки ведут себя совершенно
иначе. Продукт их слияния живет долгой жизнью и проходит ее полный цикл, оставляя после себя потомство тоже половым путем. Не потому ли
центром доминантной последовательности
является ноль, а центром рецессивной - столь много говорящая воображению «сладкая парочка»?
Напрашивается еще одна аналогия между возможными структурами известных в мифологии разных
народов «мертвой» и «живой»
воды, но изобилие аналогий любой теории на пользу не идет.
Обратимся лучше к американскому физику Ричарду Фейнману. Вот его слова:
«Если жизнь -
полностью физико-химическое
явление, то факт «закрученности» всех белков только в одном направлении можно понять лишь с
той точки зрения, что с
самого начала совершенно случайно победил какой-то один сорт молекул. Где-то однажды органическая молекула как-то «перекосилась» и правая
сторона оказалась выделенной;
какой-то случай в истории создал одностороннюю ситуацию и с тех пор «перекос» разрастался все шире и
шире, но
возникнув однажды, ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, будет продолжаться
вечно: все ферменты переваривают и приготовляют только «правосторонние» вещества.
...Если бы в более позднее время возник какой-то новый
сорт вирусов или каких-то других живых существ, то они смогли бы выжить только,
если бы оказались способны питаться уже существующими органическими веществами, а стало быть, и сами они должны быть того же
сорта».
И далее:
«... для правосторонних молекул не существует закона
сохранения их числа. Жизнь может только увеличивать его. Предположение, таким
образом, состоит в том, что жизненные явления говорят нам не об отсутствии симметрии физических законов, а
наоборот, об универсальности природы и общности начала всех живых созданий на Земле в описанном выше смысле» (Фейнмановские лекции по физике. Т.4).
Думается, читатель простит мне такую
длинную цитату. Хотелось
бы отметить и такого рода обстоятельство: автор этих строк никоим образом не подгонял свои выводы под выводы, когда-то уже сделанные великими
людьми, хотя и это никому
не возбраняется. Я шел своим путем, только таким, который уже просматривался раньше
другими людьми и если в этой работе и
встречаются
цитаты, то так свидетельства
более позднего поиска доказательств моей правоты.
Еще одна интересная находка обнаружилась, когда, выписав ряд чисел, представлявших
последовательное увеличение в степень рецессивного основания логарифмов, числа 1,62, стало ясно, что по мере возрастания
показателя степени получается
последовательность чисел, в пределе точно совпадающая по модулю с рецессивной
последовательностью. Потому
и пришлось назвать новые логарифмы рецессивными. Но и на этом математические чудеса не
кончаются. Оказалось, что рекуррентный признак доминантной последовательности, а именно
применительно к новому основанию
логарифмов
как бы переносит индексацию этой
последовательности на
более высокий уровень, на показатели степени, потому что
Теперь уж с полным
основанием можно предположить, что в мире живой природы, равно как и в мире сознания, роль «материальной» единицы в какой-то
степени выполняет константа
«золотого сечения», основание рецессивных логарифмов, число 1,62 .
Продолжая мысль о структурах «живой» и
«мертвой» воды, которые
почти неотличимы, за исключением разве что таких несущественных мелочей, как вращение или сдвиг в
правую сторону, надо сказать, и о том, что сегодня не существует в науке четкой грани, водораздела между
живой и мертвой материей. Простейшие микроорганизмы выглядят как химические
соединения молекул. Вирус табачной мозаики напоминает кристаллическую структуру, хотя, даже будучи растертым в мельчайшую пудру,
способен оказать на растение табака самое непосредственное влияние. Кристаллическую структуру
представляет собой человеческая кожа,
состоящая из фиброзного кератина.
Кристаллические структуры неживой материи уживаются с двойными спиралями ДНК, и почему бы тогда не
предположить, что на каком-то новом
качественном этапе они не переходят
друг в друга, из одного состояния в другое, как это, например, происходит на моих моделях? Остается
нерешенной проблема генерозиса, той живительной силы, которая «тащит» живой организм от рождения до старости,
предоставляя ему возможность
эволюционировать. За счет каких сил, какой дополнительной энергии возможны такие
процессы? Но и этот вопрос можно
решить хотя бы вчерне, на гипотетическом
уровне, если еще раз внимательно посмотреть на фрактальную структуру доминантных
и рецессивных числовых последовательностей, которая является геометрической интерпретацией закона свободы.
Чуть ниже я еще коснусь структуры силового каркаса Вселенной. Но никто и так не будет
оспаривать того предположения,
что силы, действующие в природе как-то связаны воедино и согласованы самым
непостижимым образом; любые
мощные силы в своем действии порождают возмущения известных и неизвестных нам
полевых структур. Так почему бы не предположить, что живая материя состоит из таких элементов, которые являются
резонаторами, способными улавливать из всеобщего информационного поля именно ту информацию, которая предназначена для нее
и только для нее?
Это поле может не только сохранять генетическую
информацию, но и, следуя этой информации,
подпитывать должным образом
живой организм жизненной энергией. Возможно, именно двойная спиралевидная структура ДНК способна служить таким резонатором? Посмотрите,
как строго выверена ее
геометрия, какая великолепная инженерная конструкция, перед красотой которой преклонили бы
колени и Татлин и Шухов. Я уже не говорю о том, что человеческое существо, вероятно, потому и является самым
совершенным организмом из
всех живущих на Земле, что его хромосомный набор состоит из сорока шести
хромосом. Число 46 - это тоже полный набор первых семи ступеней рецессивного
ряда, с 2 по 18. Конечно,
это может быть всего лишь случайным совпадением, но не помешает спросить при встрече представителей высших цивилизаций: случайно не состоит ли ваш хромосомный набор, господа, из 75 или 122
хромосом?
«Золотое сечение» в
физике
Для того чтобы понять, какую роль
могут выполнять фрактальные
структуры, созданные с учетом принципов «золотого сечения» в строении мироздания, надо
для начала представить себе
(в уме, а лучше на бумаге) само мироздание, если не в разрезе, то хотя бы в разрезе
разреза. Для этого проведем цепочку логических рассуждений.
1. Прикоснувшись
к линии окружности, можно приподнять и
вытащить из нее точку.
2.
Прикоснувшись к плоскости круга, можно вытащить из нее окружность.
3.
Прикоснувшись к поверхности шара, можно приподнять и вытащить из него круг.
4. Прикоснувшись к объему «чего-то
такого», можно приподнять
и вытащить шар…
5. ………………..
Иными словами, находясь
внутри «чего-то» мы, прикоснувшись к любой точке этого «чего-то» можем приподнять и вытащить сфероидальную фигуру,
практических любых, самых немыслимых размеров, в том числе и Вселенную. Человеческий разум отказывается понимать такие веши и правильно делает, но никто не мешает нам представить подобный объект
в разрезе, что значительно
упрощает ход исследования. К слову сказать, оккультисты давно работают с дуплекс-сферой,
топологически довольно сложной фигурой, но оккультизм пока не
входит в круг наших
интересов, поэтому можно ограничиться образом обычного яблока, этого народного символа плода с дерева познания добра и зла. «Яблоко» это
будет несколько необычной формы,
которая изображена на рис. 5.
Рис.5
Верхнее
и нижнее воронкообразные углубления доходят в этой модели до центра фигуры. Это обычный тор, внутренние
стенки которого стянуты в центральную точку, в сингулярность. Поверхность нашего яблока формируется при помощи своеобразного каркаса, вдоль
которого описывает оборот
каждая новая вселенная. Для того, чтобы избежать
путаницы, условимся называть главную, вечную Вселенную - Гипервселенной.
Она, собственно, и изображена на рисунке. Каждое концентрическое кольцо на поверхности яблока есть одна из великого множества
вселенных, рождающихся в точке сингулярности,
проходящих по верхнему полукругу свой жизненный
путь и рассыпающихся в «прах», в квантовый хаос, на окраине Гипервселенной,
на ее экваториальной области. Тот же каркас, вернее, силовые линии, его
образующие, стягивают, материю или то, что от нее осталось в нижнюю воронку,
где разогнанные до колоссальных скоростей элементарные частицы аннигилируют и
через верхнюю воронку материя вновь
выплескиваются для того, чтобы вовлечь себя в новый круговорот. Этот процесс длится вечно и не прекращается ни на мгновение,
по причинам, которые будут понятны
ниже. Наше с вами место в этой модели где-то в точке А, или в любой
близлежащей. За миллиарды лет мы так далеко ушли от точки сингулярности, что для нас этот факт равносилен тому, как если бы Большой взрыв случился
единовременно те же миллиарды лет
назад. Из-за искривленности пространства
мы все равно лишены возможности наблюдать постоянно действующий Большой взрыв. Осталось
разобраться с тем, что за силы
образуют этот самый каркас из силовых линий,
вдоль которых энергия распространяется по направлению стрелы времени и возрастания энтропии. Ну
конечно же, это старые добрые линии
гравитации. Они направлены постоянно в одном направлении, выходят из области
сингулярности вверх и по кольцу замыкаются сами на себя в том же месте, откуда вышли. Они и образуют «кожуру»
нашего яблока. На первых порах их работе помогает кинетическая энергия,
набранная при выбросе, дальше задачи силовых линий, или струн, несколько облегчаются, одновременно усложняясь. Маховик Гипервселенной
раскручен был всегда и остановиться ему не суждено. О причинах рождения миров не советовал размышлять главный теоретик Большого
Взрыва Фред Хойл,
мы благоразумно последуем его совету.
Модель эта, конечно, до безобразия примитивная. Дикая модель. Скорее всего, она в принципе не
должна бы работать, но
самое странное, что она работает. И даже объясняет некоторые нераскрытые пока
парадоксы физики. В этой модели есть место Большому Взрыву и реликтовому излучению. Есть место непрекращающемуся
расширению вселенной
(нашей вселенной и всех остальных). Эта модель объясняет поведение планет на околозвездных
орбитах с несколько иной
точки зрения, чем общепринятая в современной физике.
До сих пор считалось, что источником
движущей силы небесных
тел является гравитационное притяжение, которое, в свою очередь, объясняется
разницей масс этих тел. Чрезвычайно странное и нелогичное объяснение, особенно если учесть, что одновременно с этим
явлением существует явление прямо противоположное - разбегание галактик. Массы
этих космических объектов
настолько чудовищны, что им не разбегаться бы надо, а сливаться в тесных
объятиях. Как бы не замечая этих очевидных противоречий, ученые чертят схемы
движения небесных тел и с большой точностью рассчитывают их орбиты. Справедливости ради,
надо отметить, что такие ученые, как Ричард Фейнман, не стесняются признать,
что не знают истинную природу движения небесных тел.
Стоит только предположить, что
источник гравитационного
притяжения точечный, находится за пределами Гипервселенной,
вернее, - по ту ее сторону, а силовые его линии тянутся к нам со всех сторон, и влечет нашу Землю их
равнодействующая, как все сразу становится на свои места. Становится ясно,
почему галактики, одновременно разбегаясь друг от друга, в то же время стараются
далеко не отрываться и
сохранять состояние равновесия. Тогда притяжение Земли Солнцем и ее круговая орбита суть
следствия одной и той же причины,
которая есть разница сил, стягивающих по отдельности Солнце и Землю в
направлении экваториальной плоскости Гипервселенной.
Разница этих усилий в точности равна притяжению между Солнцем и Землей, и, конечно, вектор этого притяжения, по закону сложения сил,
направлен к более массивному телу,
в данном случае - к Солнцу, Изменится
энергия Солнца по каким-то причинам - гравитационные силы чутко отреагируют на это изменение и
откорректируют систему до состояния равновесия с окружающим миром. Иллюстрация этих явлений на рис. 6.
Есть не менее загадочные вещи и кроме
закона всемирного
тяготения. Например, принцип наименьшего действия Мопертюи или принцип наименьшего времени
Ферма. Более всего в этих явлениях
удивляет ученых то обстоятельство, что и
фотон, и камень в каждое дифференцированное мгновение времени ведут себя
странным образом: они как бы «прощупывают» крохотные отрезки расстояния,
которые им предстоит пройти и
безошибочно выбирают именно тот, на прохождение которого потребуется минимальное время или минимальное усилие, т.е. минимальные затраты
энергии;
оба эти явления здесь
объединены по той причине, что они являются следствиями воздействия сил гравитации, источник которых расположен для нас за пределами
Гипервселенной.
Любой объект, энергия
которого хоть на йоту превышает энергию себе подобных объектов, гравитационные
силовые линии тут же
стараются «обезвредить» и привести в равновесие с окружающей средой. Увеличивая возрастание его энтропии, гравитационные силы начинают
плавно «стягивать» с
объекта лишнюю энергию, и если этот процесс происходит в однородной среде и
объект не встречает на своем пути резкого возрастания сопротивления движению, то все так и происходит. Объект затрачивает на свое
перемещение минимум энергии
и это со стороны выглядит, применительно к фотону, как наименьшее потраченное время, а для камня, брошенного вверх, - как принцип
наименьшего действия. Никакого
таинственного «ума» при этом ни камню, но фотону не требуется. Все и так происходит естественным
природным путем.
Можно заодно прояснить механизм тепловой конвекции молекул в газах и жидкостях. Почему
всегда происходит так, что
лежащий в нижнем углу комнаты нагретый кирпич может, остывая, поднять общую температуру в
комнате на долю градуса,
но вот в обратную сторону процесс никак не желает идти? Объяснения этому явлению
пытались давать самые разнообразные. Потом махнули рукой и стали использовать
цикл Карно в своих целях и немало в том преуспели, хотя истинная причина тепловой диффузии никогда до
конца не исследовалась.
Как вы уже догадались, она лежит все там же, за пределами Вселенной. Эта же
причина объясняет и теплопроводность в металлах, и испарение воды с поверхности пруда. Все то, что имеет повышенную энергию, по
сравнению с себе подобными объектами, гравитационные
силы пытаются привести
в соответствие с окружающей средой, т.е. в состояние равновесия. Нагретая молекула газа в
нижнем углу холодной комнаты
не потому устремляется вверх, что она такая возбужденная, а потому, что ее тянут во все стороны
гравитационные силы,
пытающиеся нейтрализовать ее, «не по правилам» полученную, энергию. Никаким броуновским движением молекул тепловую конвекцию не
объяснить до тех пор, пока не будет понято, что на тело,
обладающее повышенной энергией,
действуют высшие природные силы. Если бы не существовали подобные силы, то кирпич в углу комнаты оставался бы горячим бесконечно долго,
так как, по всем законам
физики, масса частиц прямо пропорциональна их энергии, и та же масса прямо
пропорциональна своему весу.
Очень большое число разного рода
физических и природных
феноменов можно было бы объяснить, принимая во внимание те выводы, которые следуют из анализа предлагаемой модели. Любопытный читатель при
желании и сам может попытать свои силы в этом интересном занятии. Нам же предстоит рассмотреть более серьезные
вещи.
Во-первых, надо
разобраться с причинами такого упорного сопротивления гравитационных сил «незаконному» получению энергии каким-либо
объектом. Причина эта чрезвычайно сложна и в то же время
чрезвычайно проста. Сложна в
своей структуре и взаимосвязях, но проста в самом принципе организации этой структуры, ее изначальной идеи — закона
свободы. Гравитационная фрактальная сеть ветвится таким образом, что на ней
хватает места и для огромных космических объектов и для мельчайшей из
элементарных частиц. Процесс движения энергии вдоль этой силовой конструкции
тщательнейшим образом выверен.
Естественный ход событий, в принципе, намечен
раз и навсегда; любые «незапланированные» возмущения энергии
и ее полей стараются естественным образом сгладиться и прийти в
состояние равновесия. Это не означает, что процесс возрастания энтропии
направлен против желания природы. Наоборот, он желателен, но в пределах
заданных правил. Человек не может прожить триста лет, как бы он этого ни хотел.
Каждой структуре отведен свой жизненный путь. Для Солнца один, для Млечного
пути другой, для вируса табачной мозаики — третий. Если организм человека
образует сложную систему, то в свою очередь, он входит в более объемную субсистему, а для отдельных своих частей организма, подсистем,
он, в свою очередь, является субсистемой. Можно воспользоваться
терминологией Лейбница и оперировать в своих умозаключениях с монадами, но
суть от этого не меняется. Принимая во внимание предалагаемую
модель Гипервселенной, можно с уверенностью сказать,
что о времени, например, как некоей универсальной мере, говорить бессмысленно.
Есть смысл говорить только о времени по Ляпунову, о том временном промежутке,
со своим масштабом, внутри которого совершает свой жизненный цикл каждая
отдельная система. У систем одного порядка, одного вида, сопоставимый и
масштаб времени. Иными словами, время для каждой системы есть не что иное, как
скорость возрастания энтропии вдоль той гравитационной фрактальной ветви, на
которой данная система находится. Абсолютное время если и есть, то, по крайней
мере оно недоступно для существования в нем земного
человека. Структура, по которой возрастает энтропия и та, которая принимает на себя ее последствия — гравитационная фрактальная структура —
зеркальные отражения относительно друг друга. Одна сеть отпускает объект из
прошлого, другая осторожно принимает на себя и увлекает в будущее. Эта система,
по всей вероятности и является той самой кармической
сетью, про которую так модно стало сейчас говорить. Но, даже не воспринимая
всерьез ни карму, ни любую мистику, я бы не торопился отвергать такие понятия,
как карма, с порога. Энтропийно-гравитационная сеть,
в которой находится любых масштабов система во времена своего существования
(надо было сказать — на пути), обеспечивает все причинно-следственные связи,
отражающиеся на эволюции этого объекта. Для человека такая система
причинно-следственных связей означала бы чрезвычайно много, по крайней мере, -
не меньше существования таинственной кармы.
Отсюда видно, что ускорять естественный ход
событий — значит действовать вопреки силам энтропии и для
того, чтобы это сделать, надо затратить определенную энергию, сымитировать
естественный ход событий. Но все же это естественный ход событий, по
направлению стрелы времени; он, в принципе, не так сложен. Правда, для того,
чтобы исследовать поведение элементарных частиц, приходится строить сооружения
несопоставимые по массе и тратить также несопоставимую по масштабам энергию.
Это плата за то, что ученые хотят подстегнуть ход естественных процессов —
ведь рано или поздно весь земной шар распадется на микрочастицы.
Но для того, чтобы пойти вспять, повернуть
против природных сил уже происшедшие процессы, требуется не затратить
определенное количество энергии, а получить ее извне. А мы уже знаем, что
ничего с потолка не падает, тем более немыслимое количество
дармовой энергии. Это явление можно рассмотреть на очень простом примере, на
примере с уже привычными камнями и поверхностью пруда.
Человек, стоящий на берегу средних размеров пруда поднимает
камень и изо всех сил бросает его на средину этого пруда. Всплеск, фонтан
брызг, по поверхности пруда разбегаются кругами волны, камень идет ко дну и
находит там себе место, процесс завершен. Вся эта история снята на пленку.
Теперь мы прокрутим пленку назад и постараемся понять, какие силы надо
приложить и в каком месте, чтобы картина, предстающая перед
глазами могла осуществиться на практике. А картина весьма странная: у
берегов пруда начинается легкая рябь, постепенно переходящая в круговые волны,
увеличивающиеся по амплитуде и стремящиеся к
центру пруда. В один миг камень,
лежащий на дне, отрывается от грунта, взмывает
вверх и с шумом вылетает из воды, после чего, описав в воздухе плавную
траекторию, ложится в протянутую руку человека.
Поверхность пруда мгновенно становится зеркальной.
Даже для того, чтобы повернуть вспять
ничтожный по энергозатратам физический процесс, в действие должны прийти титанического масштаба силы,
сконцентрированные тщательнейшим
образом. Обратная картина действительно выглядит противоестественно, как своего рода полтергейст, а проще говоря - чертовщина.
Еще более убедительный пример: когда
небольшой камень, падая
с вершины горы, вызывает камнепад, происходит такое бесчисленное количество миникатастроф,
что повернуть вспять
процесс таким образом, чтобы все валуны закатились снова в гору и каждый
камушек, каждая пылинка в строго определенном порядке заняли свое место, не то чтобы невозможно, но это под силу разве что
одному на свете Существу,
хотя и это сомнительно. Для этого пришлось бы сначала остановить маховик Гипервселенной, а потом запустить его вспять.
Можно обмануть кинопленку. Можно въехать на автомобиле в гору, а затем, выключив мотор и
плавно притормаживая,
скатиться задним ходом с горы. Иллюзия обратимости процесса будет полная, но
только на низшем, механическом уровне. Все равно, сколько бы автомобиль не катился назад, сколько бы ни вращались колеса и
коленчатый вал, из карбюратора
в бензобак не попадет ни единой капли бензина. Потому что при прямом процессе
осуществилось великое множество необратимых микрособытий
другого порядка, произошедших
на химическом уровне.
Можно молоко разделить сепаратором на обрат и сливки, а потом, смешав их снова, получить
почти то же молоко. Это явления
одного порядка, не затрагивающие молекулярные изменения. Но прокисшее на жаре
молоко нельзя сделать свежим,
поставив его в холодильник. Мы вынуждены вспоминать о таких тривиальных вещах
с тем, чтобы точнее понять механизм необратимости. Очень трудно, а зачастую невозможно повернуть вспять процессы,
идущие по естественному пути возрастания энтропии, не только потому что силы энтропии столь таинственны и
могущественны (хотя и это правда), а потому, что в паре с
энтропией действует гравитация, главная движущая сила Гипервселенной.
По мере приближения Вселенной к
завершению своего существования,
общая энтропия ее будет возрастать и возрастет настолько, что ослабнут все силы ядерного взаимодействия и в свои права окончательно вступит
до поры, до времени самая
слабая сила гравитации. Она спокойно подберет отторгнутую квантовую кожу Гипервселенной и проглотит ее для того, чтобы заблистать всеми мыслимыми
узорами на очередном
витке своего возрождения. Не зря в древнеиндийской мифологии один их любимых образов
Кришны неразделим с его окружением, состоящим из множества кобр. Гипервселенная постоянно обновляет кожу. Силы
гравитации стягивают ее,
а энтропийные процессы, потихоньку отпуская от себя отработанный материал, являют
высшему взору новые структуры.
Наша конструкция Гипервселенной
не противоречит общепринятым физическим теориям и потому, что тороидальная конструкция представляет собой
квазипериодическую структуру
с уникальными свойствами, согласующимися с рецессивной математикой. Илья Пригожин всерьез размышлял над такой конструкцией: «Торобразная модель вселенной представляет собой квазипериодическую
действующую конструкцию... Если число степеней свободы равно двум... Квазипериодическое движение возникает, например, если и - иррациональное число (скажем,
)». Думается, что не менее достойное число, чтобы иметь право участвовать
в конструкции Гипервселенной.
Можно логически предположить, что последняя – по меньшей мере
пятимерна, впрочем, это вполне вероятно, так как наша модель есть не что иное, как разрез ее
разреза, если не более
того.
Далее у Пригожина читаем: «Квазипериодическое
движение выглядит очень
сложным. Поскольку представляющая траектория нигде не замыкается и не
пересекается с собой, она постепенно заполняет весь тор. В конце концов такая траектория проходит через любую, сколь угодно малую окрестность произвольной точки на
поверхности тора. Такая траектория
называется «всюду плотной».
Кстати, так ли уж случайно появление пятерки, как числа, причастного к рецессивному основанию
логарифмов? Почему
пятерка так органично вписывается в математическое выражение закона свободы? Может быть,
наша торообразная модель имеет ровно пять степеней
свободы? Вопросы, однажды
начавшись, возникают постоянно, с каждым разом все усложняясь, что в свою очередь,
является иллюстрацией к закону свободы.
Завершая эту главу, посвященную
проявлению закона свободы
в физике, надо бы обозначить роль живых существ и главную особенность их
устройства с точки зрения чистой механики. Можно рассматривать живое существо,
как своеобразную машину,
предназначенную для действий, связанных с некоторыми допустимыми нарушениями законов природы, а точнее - неживой материи. Это
машины, действующие
вопреки силам гравитации и с нарушением некоторых законов увеличения энтропии.
Простая модель такого нарушения:
человек поднимает с земли камень и нарушает гравитационное равновесие. Этот камень сам о себе мог бы лежать
миллионы лет на одном месте,
пока не рассыпался бы в прах. Человеку этот поступок сходит с рук, с силами гравитации он,
на доступном ему уровне,
справляется без особых, (с виду) затрат энергии. Эта легкость представима лишь
с механической стороны. На деле, при совершении этого действия в организме человека миллиарды живых
клеток совершают очень сложные, осмысленные действия; при этом, в действительности, затрачивается колоссальная
энергия, только считать бы ее надо не на механическом уровне и другими методами.
Законы возрастания энтропии в полной мере применимы лишь к неживой природе. К живым
существам у этих законов отношение
особое, а к человеческому существу тем более. Материальная
составляющая человеческого существа подвластна
энтропии с определенной стадии развития, но должна быть и другая составляющая, духовная,
сформированная сознанием человека на
его жизненном пути. Чем органичнее и весомее вписывается полевая структура
сознания человека в полевые структуры
Гипервселенной, тем менее подвержена она затуханию
после смерти материального тела. Но эти материи уже не числятся по ведомству
физики и подлежат рассмотрению в
следующей главе
.
Закон свободы в
религии и философии
Поскольку те вещи, которые мы стараемся
рассмотреть в этой
статье, могут быть разнесены по разным дисциплинам лишь с большой натяжкой, как следствия
одной и той же причины,
нам не следует, переходя от одной главы к другой, терять общую, «красную» нить первопричины.
В конечном счете, все наши рассуждения
сводятся к одному: в
природе должен существовать некий общий закон. Логично было бы предположить, что этот закон задан в принципе, а принцип на языке математики
можно выразить не только формулой, а, например, строго заданной системой чисел, в рамках которых можно
действовать как угодно. И если
такая числовая последовательность существует, то влияние ее должно чувствоваться во всех проявлениях
человеческого разума, на самом
примитивном, на рефлексивном уровне. Наиболее универсальным законом для
этого оказался бы принцип
«золотого сечения», в чем я окончательно убедился, познакомившись с работами Лефевра.
В предлагаемой мною модели есть, на мой взгляд, действительно место всему и вся, даже
марксистско-ленинской диалектике; на то он
и закон свободы, чтобы время от
времени предоставлять возможность человечеству поэкспериментировать самому с
собой. Поскольку система саморегулирующаяся,
все что в неё не вписывается, становится
нежизнеспособным и обречено на вымирание. Закон суров, но это закон.
Рассмотрим рис.6
0,38 0,62 (- )1 (+)
1,62 2,62 Меры
земные
0___^____
^_______^__________^_____________^___________________>
0 1 2 Меры небесные
tabula rasa
Рис.6
Эта нехитрая схема помогает понять действие закона свободы применительно к судьбе отдельной
человеческой личности.
Уже при самом рождении младенец попадает в первую свою в жизни точку бифуркации.
Слишком многое зависит от среды,
в которой он появился на свет. Уже с этого момента обозначается его знак; если он будет
жить, выполняя нормы человеческой
морали, а следовательно, по законам, заданным свыше, к зрелым годам статус его
будет равен единице, что
говорит о его полноценности. Арифметический аналог этой единицы - число 1,62.
Другая картина у человека, вступившего на стезю греха.
Следуя по этому пути и не отдавая в том
отчета, человек постепенно,
к зрелым годам, может чисто условно, на логарифмическом уровне стать отрицательной единицей, т.е. такозым становится его статус при взгляде
«сверху»; арифметический,
земной аналог этой отрицательной единицы - величина, обратная аналогу единицы положительной - число
0,62. Разумеется, когда
речь идет о статусе человека, вовсе не имеется в виду его материальное тело. Речь идет только о сформировавшемся разуме, насколько способен
человек понимать и следовать главному закону
природы - закону свободы. Само тело человека
Бога не интересует. Телом управляет та самая структура причинно-следственных связей, в чьем ведении весь материальный мир. С Господней точки зрения, статус
этого тела равен нулю, хотя с
арифметической, материальной «колокольни» тело принимается за единицу, что и
справедливо.
Следуя по пути греха, человек с каждым
своим неправедным поступком утрачивает свою репутацию в глазах высших сфер. В итоге, в духовном плане он
может выродиться в чрезвычайно
опасное существо, которое потом, после смерти постараются изолировать в небесных «местах не столь отдаленных».
Следуя праведным путем, человек может
сколько угодно двигаться
к духовному совершенству и еще при жизни поднять свой статус до 2 (2,62 по земным меркам). Такие люди
в истории человечества бывали - это святые, пророки и апостолы. Они и после
телесной смерти продолжают оказывать благодатное влияние на умы и поступки людей. Такая вот небесная арифметика, с которой согласился
бы самый фанатичный фундаменталист;
выглядит со стороны такая арифметика довольно странно и расшифровать ее не взялся бы ни один трезвомыслящий математик. Для
праведника его жизненное уравнение выглядит как 1 + 1,62 = 2,62. Но на языке
сложения статусов это
выражение будет выглядеть иначе: 1 + 1 - 1; т.е. человек материальный (1), сформировавший при своей жизни
положительное сознание(1), способен продолжать существовать после смерти, в высших сферах.
И наоборот, человек, сформировавший
ложное, греховное сознание, рискует после смерти попасть в сферы, полностью противоположные Царствию
небесному. Для него уравнение
статуса, соответственно, будет выглядеть несколько иначе:
1-1 = 1; (1 - 1,62 =
0,62).
Всю эту небесную арифметику можно было
бы считать просто курьезом и типичной умственной спекуляцией, если бы не одно обстоятельство. Так
случилось, что поиграв с этими единичками, я про них на какое-то
время забыл, пока не взялся,
по какому-то наитию, за давно забытую «Бхагават-Гиту». В единственном месте, в тексте 35 четвертой главы комментатор пишет: «...философы... не
могут понять, что Абсолют
и означает, что один плюс один равно одному и что один минус один тоже равно
одному. Это закон абсолютного мира».
И больше об этом законе ни слова. Не встречается трактовка этой арифметики и в других, известных
мне ведических книгах. Знакомые кришнаиты отделываются в основном пространными рассуждениями в том духе, то,
мол, Абсолют на то и
Абсолют, что хоть к нему прибавь, хоть от него убавь - ничего не убудет.
Те из кришнаитов, что и рангом повыше и образование за
плечами имеют университетское, могут порассуждать о
теории множеств и покрутить это выражение в свете кардинальных чисел. Но это
мало в чем способно убедить. Пять тысяч лет тому назад, во времена появления «Вед», о
существовании кардинальных чисел
никто даже не подозревал.
Идея в основе закона абсолютного мира должна быть все та же: несмотря на то, что внутри каждой цивилизации действуют
свои системы норм и правил, должно быть одно правило, которое постоянно и
универсально и которое обеспечивает свободный ход эволюции; закон этот должен
вовлекать цивилизацию в процесс самосовершенствования, а значит, - и сам
должен быть законом совершенным.
На одной из страниц Нового Завета, в соборном послании
святого апостола Иакова, в 25 стихе первой главы сказано буквально следующее:
«Но кто вникнет в закон совершенный, в закон свободы, и пребудет в нем, то будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела,
блажен будет в своем действовании».
Дело за малым, - осталось только выяснить, как трактуют этот закон
свободы российские православные богословы. В лопухинской
«Толковой Библии», в обширном комментарии к этому стиху, трудно уловить хотя бы
некоторое подобие конкретики. Православные отцы, светила отечественного богословия,
рассуждают примерно так: «Да, существует такой закон, закон совершенный, закон
свободы! Этот закон освобождает от плотского рабства и делает христианина более
внимательным». Еще говорится о том, что этот закон не только должен свободно
исполняться, но и сам давать свободу. Но все это может осуществиться при
условии, что христианин будет постоянно пребывать в этом законе. Создается
впечатление, что святые отцы, вместо того, чтобы высветить суть такого важного
предмета, как закон, — по существу о нем умалчивают. Конечно, имеющий уши да слышит, тем более что чуть выше в комментарии
вскользь говорится об обязательном исполнении правил и заветов Евангелия, но
уж если комментировать такие вещи, как законы, то не надо бы скупиться на
конкретику.
Вся беда в том, что у нас нет оснований
подозревать лучших ученых-богословов в небрежном отношении к порученному
им делу; наверняка дело обстоит намного серьезнее. В русской православной
Церкви отношение к свободе личности всегда было своеобразным и во многом
отличалось от позиций в этом вопросе католической и, особенно, протестантских
Церквей. На Руси свобода личности всегда отождествлялась по какой-то странной
прихоти судьбы со свободой, а вернее, - разгулом вольницы, с разгулом
беззакония. По той же прихоти судьбы РПЦ до сих пор стоит на позициях укрепления
самодержавия, в ущерб укреплению свободы более мелких общественных образований,
не говоря уже об укреплении статуса отдельной личности. До сих пор священники
РПЦ благословляют российские войска на ратные подвиги в Чечне. Надо бы
оговориться, что мы, грешные люди, не можем быть судьями Церкви. На то у нее
есть свой, более строгий Судия.
Если человечество
любимое дитя мирового разума, то земная жизнь дарована человеку как
необходимый период для взросления. Силы природы настолько могущественны, что
допускать человека к более тесному знакомству с ними было бы со стороны Господа
безответственно. У него есть все основания полагать, что его неразумное дитя
не сумеет как следует ими распорядиться. На заре развития человечества, во
времена язычества, когда человек постоянно обращался к своим многочисленным
богам за помощью, у него была возможность для более тесного контакта с
природой. Не случайно колдовство и магия до сих пор имеют место у наименее
цивилизованных (с нашей точки зрения, естественно) народов. По мере развития
цивилизации прямой доступ к контакту с высшими силами прикрывается. Человек,
взрослея, вынужден больше полагаться на самого себя, он становится более
свободным в своих действиях. Но большая свобода предполагает и большую
ответственность за свои поступки, и если человечество это не осознает — на нем,
человечестве, Наверху поставят крест. Поставят его же руками…
Любопытно анализировать тексты бесед
последнего из комментаторов «Бхагават-Гиты» с современными
учеными. Великий религиозный деятель Шрила Прабхупада в этих беседах
часто нервничает и обозначает всех ученых «дураками». Учитель обвиняет их в
том, что они заняты чем угодно, только не тем, что действительно необходимо.
Он не видит величия в умственных подвигах: наука, создавая даже нечто полезное,
сводит на нет другие, не менее полезные явления. Беседы
эти напоминают спор глухонемых, потому что модели мироздания беседующих
отличаются друг от друга, как небо и земля, хотя каждый по-своему прав.
Из философов, на
мой взгляд, наиболее близко подошел к обозначению свободы и ее законов Иммануил
Кант. По существу, его категорический
императив, с его формулами универсализации, автономии и персональности
есть не что иное, как предельно
конкретное выражение законов абсолютного мира, и то, что эти формулы уже вошли в Декларации прав
человека и гражданина
цивилизованных стран, вселяет немалый оптимизм. Российский народ в этом
отношении пребывает в невежестве
и даже на РПЦ, по приведенным выше причинам, надежды пока мало. Все попытки упростить замысловатость священных писаний встретят отпор и
вызовут негативную реакцию. Лев Толстой пытался приспособить Библию в качестве простого путеводителя для
каждой личности. Этот благой
акт не пошел на пользу ни самому писателю, да и, в конечном счете, и самой
Церкви, через непродолжительное время подвергшейся уничижению и уничтожению
теми самыми людьми,
которым она не смогла привить уважения к
свободе личности.
Из всех существующих современных философских течений, как мне представляется, ближе
всех подошли к высказанным здесь соображениям эмерджентные эволюционисты. По Александеру,
Вселенная расслаивается на множество
уровней, причем каждый
уровень имеет отличительное качество, а жизнь есть новое качество материи, возникающее на суперкорпускулярном уровне. Уайтхед отмечает, что как
только человеческое осознание интуитивно почувствовало наличие общего закона мироздания, с этой
минуты началось становление
души, как таковой. Заработал механизм саморегуляции процессов осознания. Почему именно
человеческий мозг смог уловить
красоту? - этого Уайтхед не знает, но знает, что ответ есть и его надо искать. Стремление
человеческого сознания
к исследованию красоты и гармонии, Уайтхед отметил как неотъемлемое качество
человеческой души. Известную
книгу Тейяра де Шардена «Феномен человека», как сподвижника и единомышленника
Уайтхеда, можно было бы здесь цитировать бесконечно часто; все что здесь мной
высказано - в разное
время прогнозировалось множеством величайших умов, а я лишь решил подвести под логически сопоставимые
факты хоть какое-то
жизнеспособное основание. В этой работе я как мог, избегал всяческих мистических элементов, но у
меня пред глазами
признание самого Лефевра: «Мне даже пришло в голову, что какая-то неведомая сила решила привнести
эту модель со степенными функциями в мир и избрала меня своим агентом... Мне как бы был подброшен
аппарат, который удалось
затем так эффективно использовать! Спрашивается, почему мне, который
занимался рефлексией, пришла в голову мысль изображать импликации именно такими степенями, которые объективно оказались на
верному пути? И ведь это не
было одномоментным озарением, напротив, это было какое-то растянутое во времени озарение, был целый
набор случайностей,
которые, тем не менее, целенаправленно вели к результату».
Озарения бывают разного рода. Еше
не так давно я считал «Розу
мира* Даниила Андреева чисто литературным памятником, плодом искушенной фантазии. И только после того, как начал постигать смысл некоторых
явлений, стало ясно - многое из откровений писателя вполне имеет право на реальное существование, пусть и не на
земном уровне.
Мне пришлось в этой работе высказать
столько достаточно спорных вещей, что можно уже отбросить излишнюю
закомплексованность и
признаться, что в истории моих находок тоже не обошлось без присутствия мистики. Весь вышеизложенный материал появился на свет
после того, как я, совершенно
случайно, применил метод, который позднее, и в несколько иной формулировке, нашел во всем том же послании апостола Иакова, на той же
странице, на котором находится упоминание о законе свободы. Именно такими «случайностями» украшена человеческая
жизнь и мне известно, кого
за это благодарить.
Михаил РАЗЖИВИН