3.
Переключение и сосредоточение внимания
Даже самое беглое знакомство с нервными системами животных и, тем более, их скрупулёзное изучение убеждают нас в том, что они представляют собой очень и очень сложные структуры; и когда мы говорим, что обучаемые системы управления похожи на них, то должны осознавать, что эта схожесть — не большая, чем между проводником в магнитном поле из школьного учебника по физике и реальным двигателем постоянного тока, работающим на современном станке. Обучаемые системы в том виде, в котором они представлены выше, отражают лишь принципиальную суть, самую-самую первооснову нервных систем, и в том числе мозга; и такое представление необходимо было нам для начального понимания с тем, чтобы целенаправленно развивать эти системы шаг за шагом, ступень за ступенью в нужном направлении. Одним из таких первых шагов является некоторое структурное изменение, решающее задачу переключения и сосредоточения внимания; это изменение выражается в расчленении всего рецепторного поля очувствлвния системы на отдельные участки с независимым питанием /1.37/.
Пока мы не уточняем ни количество таких участков, ни их принципиальное различие; говорим только о существовании таких групп рецепторов, напряжение питания каждой из которых независимо и может изменяться ситуацией. Пусть будет так, что, например, рецепторы глаза образуют одну группу, рецепторы слуха — другую, рецепторы кожи — третью, и так далее; или допустим более мелкое дробление: например, сетчатка глаза разбита на центральный участок и четыре периферийных (справа, слева, вверху и внизу), кожа — на участки, ориентированные по сторонам, суставное очувствление — по суставам, и тому подобное.
Указанное структурное изменение обучаемой системы управления позволяет решать не только задачи переключения и сосредоточения внимания, но и многие другие; только переключение и сосредоточение внимания — наиболее характерные из них и легко воспринимаются. Представим себе, что в какой-то ситуации произошло, например, такое перераспределение питания между участками очувст-вления, что рецепторы глаза оказались под наибольшим напряжением; в результате сигналы управления исполнительными органами будут формироваться в большей степени именно зрением, чем другими органами, а это означает, что обучаемая система сосредоточила своё внимание на том, что видит. Если же теперь в какой-то последующей ситуации напряжение питания рецепторов глаза уменьшить, а рецепторов, например, уха увеличить, то такое перераспределение можно расценить уже как переключение внимания со зрения на слух.
Изменение напряжения питания рецепторных участков позволяет переключать обучаемую систему управления с решения одной задачи на другую. Рассмотрим это на примере сборочного робота. Положим, в поле его зрения находятся все необходимые для сборки детали; какую из них выбрать? Разумеется, очередную: если перед этим на узел была установлена деталь №1, то теперь нужно выбрать №2, после него — №3, и так далее. Таким образом, после завершения работ по установке на узел одной детали робот должен переключиться на установку следующей; такое переключение можно осуществить путём перераспределения питания по рецепторным участкам.
Разделением рецепторного поля очувствления на участии обучаемые системы управления копируют нервные системы животных и человека. Каждому из нас знакомо напряжение зрения, или слуха, или какого-то другого органа очувствления; и возникает оно также при необходимости переключить или сосредоточить своё внимание. Кто сидел за рулём автомобиля, то знает, что в движении, особенно в сложной дорожной обстановке, всё внимание сосредотачивается на дороге, то есть напрягается зрение. Но представим себе, что обстановка разрядилась — вы выехали за город на неоживлённое шоссе, — и в двигателе вашего автомобиля вдруг появились странные звуки; тут же вы сосредоточите своё внимание на них даже в ущерб зрительному контролю за дорогой: напряжённым окажется слух.
Можно отметить и более мелкое дробление внимания. Глядя рассеянным взглядом прямо перед собой, каждый из нас способен обострить боковое зрение и различать довольно мелкие детали на периферии поля зрения. У девушек такая способность в силу известных причин развита более выражение, чем у мужской части.
Говоря о переключении и сосредоточении внимания человека, мы должны учитывать, что оно имеет два слагаемых, и только первое из них — за счёт изменения напряжения участков очувствления; второе слагаемое возникает в результате обговаривания на своём внутреннем языке того, что воспринимается; это — интересное явление, и его стоит пояснить. Из всего того, что видит человек, что слышит, что он осязает, воспринимается им малая-малая часть, и воспринимается только то, на что он обратил внимание; а это означает, что в момент восприятия человек действиями своих мышц или реакциями лимбической системы — назовём это внутренним языком — отметил некоторые детали ситуации; указанные действия и реакции породили соответствующие изменения проводимостей синапсов мозга; эти изменения остались как памятный след. Если теперь человека спросить, что он воспринял в той ситуации? — он может ответить на внешнем языке, на языке общения только то, что сохранили синапсы, то есть именно те детали ситуации, которые были обговорены в момент восприятия.
Переключение и сосредоточение внимания легко обнаруживается и у животных. Возьмём, например, собаку; часто можно видеть, как она подняла голову и внимательно смотрит вдаль; очевидно, напряжено у неё в этот момент зрение. В другой раз мы видим, как собака, принюхиваясь, петляет по какому-то невидимому следу; в этот момент у неё обострено обоняние. Бывает и так, что она всем видом своим показывает, что прислушивается к звукам, исходящим, допустим, из-за стены; наверное, она сосредоточилась при этом на слухе.
Нейрофизиология переключения и сосредоточения внимания. У обучаемых систем управления изменение напряжения питания отдельных групп рецепторов (рецепторных участков) может осуществляться тремя способами: 1) вручную человеком; 2) внешними системами, например станком, в паре с которым работает очувствлённый робот, и 3) самой обучаемой системой, если она этому обучена. В живой природе переключение и сосредоточение внимания осуществляется в основном только третьим способом, то есть самопереключением. Как это происходит, рассмотрим чуть позже, а сначала уточним работу отдельного живого рецептора.
Ранее мы говорили, что обычный рецептор в рамках нейробио-гидравлической модели представляет собой колбочку, заполненную жидкостью и выдавливающую её при внешнем воздействии —раздражении; усреднённое избыточное давление жидкости на выходе из рецептора было названо возбуждением. Говорилось также, что возбуждение рецептора может быть усилено или ослаблено эмоциями, проявляющимися в виде изменения напряжения той среды, в которой располагается данный рецептор.
Представим теперь, что рецептор в виде той же колбочки зажат рецепторной средой так, что в нём постоянно поддерживается некоторое избыточное давление. Внешнее воздействие, например свет, управляет выходом рецептора, открывая или закрывая его; в результате величина выдавливаемого потока (или порции) управляющей жидкости будет определяться двумя параметрами: напряжением рецепторной среды (обозначим его через ) и внешним воздействием ; в математической форме это выглядит как
,
(3.32)
где — масштабирующий и размерный коэффициент.
Обратим внимание на то, что энергия выдавливания управляющей жидкости порождается напряжением среды, а внешнее воздействие лишь управляет этой энергией; потому-то рецепторы реагируют даже на самые слабые воздействия: фоторецептор, например, способен среагировать при попадании на него всего лишь одного фотона света. И ещё: одни рецепторы возбуждаются, то есть открываются, при наличии внешнего воздействия, а другие, наоборот, при отсутствии.
Рассмотрение самопереключения начнём с уяснения понятия рецепторной среды. Ею может быть кожа, мышцы и вообще все мягкие ткани, но принципиальной особенностью среды является то, что она может напрягаться. Если это — мышца, то её напряжение — обычное явление; если же — кожа, то, оказывается, она напрягается с помощью специальных кожных мышц; некоторые ткани, в которых располагаются рецепторы, напрягаются при воздействии на них выделяемых специальными железами химических медиаторов. И мышцы среды, и железы являются, своего рода, исполнительными органами системы переключения и сосредоточения внимания; когда они срабатывают, поведение животного изменяется. Срабатывание некоторых из них проявляется внешне: у собаки в момент агрессии шерсть на загривке встаёт дыбом, а пасть оскаляется; у птиц взъерошиваются перья; у примитивных змей оттопыриваются чешуйки. При более внимательном рассмотрении можно заметить не одно такое проявление и не два, а десятки. Особенно богато оно у человека и больше всего проявляется на лице, и называется это мимикой. Управляет мимикой мимическая мускулатура, включающая лобную мышцу, мышцу, сморщивающую бровь, круговую мышцу глаза, мышцу гордецов на переносице, медиальную и латеральную мышцы, поднимающие верхнюю губу, скуловую мышцу, мышцу, опускающую угол рта и подбородочную мышцу. Всякое изменение в состоянии этих мышц призвано перераспределять напряжение рецепторных сред лица с тем, чтобы переключать иди сосредотачивать на чём-либо наше внимание, и это первично. В то же время мимика является средством выражения эмоций, но это уже вторично. Улыбка человека не потому приятна другим, что складывается определённым образом на лице, а потому что говорит о изменившемся в хорошую сторону состоянии человека. Если бы такое состояние сопровождалось иным выражением, например грустным, то именно эту мимику окружающие воспринимали бы за улыбку; и такое бывает при частичной парализации лица.
Выше говорилось о том, что человек способен сосредотачивать своё внимание на боковом зрении; стало быть, среда, в которой располагаются фоторецепторы: палочки и колбочки, — также может напрягаться; и создают местные напряжения, скорее всего, мышцы, но что они из себя представляют — неизвестно. Возможно, что они располагаются в склере — наружной оболочке глазного яблока — и сдавливают палочки и колбочки через пигментный слой; этим можно объяснить необычное, перевёрнутое расположение фоторецепторов в сетчатке глаза и особенно то, что при отслаивании сетчатки, когда контакт между пигментом и рецепторами исчезает, световосприятие становится невозможным; но, может быть, напряжения среды создают по совместительству глазодвигательные мышцы, прикреплённые к той же склере. Ясно одно, и каждый может убедиться в этом сам, что градация смещения бокового зрения достаточно мелкая.
Примером напряжения среды под воздействием химических медиаторов может быть покраснение кожи лица при смущении или при сильном возбуждении; у некоторых людей в ярости лицо, наоборот, бледнеет. Изменение цвета кожи в отличие от действия отдельных мимических мышц распространяется на всё лицо, хотя у некоторых людей покраснение может охватить только шею или идти по лицу пятнами.
Мускулатура и железы рецепторных участков очень тонко регулируются; подтверждением этого служит то, что им в мозгу соответствуют обширные зоны. Трудно сказать, в какой степени это регулирование заложено от рождения, но несомненно то, что оно совершенствуется процессом обучения.
После всего сказанного
можно определить, что такое рецепторный участок и где его границы. Очевидно,
отдельным участком является такая часть рецепторного поля, которая имеет
отдельную мышцу или отдельную железу для напряжения среды, управляемую
отдельным мотонейроном. Сколько таких участков всего — не известно, но ясно,
что у человека их гораздо больше, чем у животных, о чём говорит хотя бы богатая
мимика лица.
Структура нервной
системы, у которой очувствление разбито на участки, представлена на рис. 3.8.
Она включает три блока: мозг, очувствление и мускулатуру рецепторных участков.
Каждый участок имеет свою независимую мышцу, управляемую отдельным
мотонейроном. То, что мотонейроны мускулатуры рецепторных участков идут из
мозга, говорит о том, что управление ею (мускулатурой) формируется в процессе
обучения. Хорошей иллюстрацией такой обучаемости может быть дрессировка
животных. Специально обученная собака способна выполнять десятки команд, и
переход от выполнения одной команды к другой — ярко выраженный; учёную собаку
легко выделить среди других. Иное дело — необученная дворняга; если и можно
отметить у неё переход от одних действий к другим, то назвать этот переход
отчётливо ступенчатым никак нельзя.
Рис.3.8. Структура
нервной системы, у которой очувствление разбито на участки
То же самое различие можно наблюдать и у людей. В силу обстоятельств некоторые из них натренировали себя на лёгкое, резкое переключение своего внимания с объекта на объект, с одной задачи на другую; они способны почти без каких-либо задержек переходить от одной работы к другой; к ним можно отнести руководителей всех рангов. Нетренированный человек так быстро переключаться не может. Возможно, на эти способности накладывают свой отпечаток природные данные, но несомненно, что они могут быть развиты жизненным опытом.
Особенно ярко проявляются изменения напряжения рецепторных участков у спортсменов; в момент наивысшего напряжения физических сил, например в толчке у прыгуна, мимика лица становится настолько выразительной, что за нею охотятся фотографы. Спрашивается, если у того же прыгуна в момент толчка должны быть максимально напряжены мышцы ног, рук и туловища, то зачем ещё было задействовать мускулатуру лица? Оказывается, таким образом, напрягая рецепторную среду, спортсмен посылает к толчковым мышцам максимально возможные сигналы управления. Здесь происходит не перераспределение напряжения с участка на участок, а повышение напряжения на всех них; такое состояние называется эмоциональным.
Попробуем отобразить влияние напряжённости сред рецепторных участков на сигналы управления в математической форме. Выражение для сигнала управления отдельной мышцей двигательной мускулатуры (рис. 3.8) с учётом (3.32) определится как
, (3.33)
где , , ..., — напряжения сред рецепторных участков; n — количество участков; — рецепторные доли сигнала управления; — количество рецепторов в первом участке; p — количество рецепторов в первых двух участках; r — последний номер рецептора предпоследнего участка; m — полное количество рецепторов.
Напряжения , , ..., могут иметь самые разные значения; они могут различаться, но и быть одинаковыми. В последнем случае они определяют общее эмоциональное состояние:
· при == ... ==1 состояние нормальное;
· при == ...=>1 состояние можно назвать возбуждённым;
· при == ...=>1 состояние выглядит как угнетённое.
Если напряжения хотя бы части участков равны нулю, то это уже сон, а если все напряжения равны нулю, то это — глубокий сон.
Сосредоточение внимания определяется повышенным напряжением сред соответствующих рецепторных участков; например >1 говорит о том, что сосредоточено внимание на рецепторах второго участка, точнее говоря, на той информации, которая воспринимается этим участком. Если в какой-то момент напряжение пришло в нормальное состояние (=1), а возросло и стало больше единицы напряжение , то это означает, что произошло переключение внимания со второго участка на третий.
Но и сосредоточение внимания, и его переключение не являются самоцелью; всё это делается для перехода от одних действий к другим, и здесь возникает один особый момент. Как правило, новая работа требует ступенчатого изменения сигналов управления двигательной мускулатуры; иногда это должно происходить даже при незначительном изменении внешней ситуации. Казалось бы, слабое изменение ситуации может породить только слабую коррекцию сигналов управления; как же возникает ступенчатый переход? Допустим, спокойно лежащая собака, у которой мышцы бездействовали, заметила, как хозяин бросил ей крохотную кость; она тут же встаёт и направляется к лакомству. В общем потоке воспринимаемой собакой информации: зрительной и обонятельной — брошенная кость составляет малый процент, тем не менее она вызывает резкое изменение в поведении собаки: её мышцы заработали.
Ступенчатость сигналов управления возникает в два этапа: сначала слабо изменившаяся ситуация порождает слабое перераспределение напряжений рецепторных участков, а затем уже происходит в соответствии с (3.33) умножение рецепторных долей на соответствующие коэффициенты. Чем больше рецепторных участков, то есть рецепторов, будет затронуто изменением напряжений u, тем более выраженной будет ступенчатость сигналов управления.
Теория переключения и сосредоточения внимания. Разбиение рецепторного поля на участии с независимым и регулируемым питанием позволяет избавиться от противоречивости любых двух ситуаций. Рассмотрим систему уравнений:
;
.
При условии, что =, но , уравнения противоречат друг другу, то есть становятся несовместными. (Заметим, что обратное соотношение, когда , но = никаких возражений не вызывает) Равенство =, возникает в двух случаях: во-первых, когда ситуации недостаточно различны и их образы практически схожи, а во-вторых, когда обе ситуации неразличимы. Превратить данное равенство в неравенство и тем самым исключить нежелательную противоречивость можно путём введения переменных коэффициентов u, как это сделано в выражениях (З.32) и (3.33), но при этом возникает целый ряд вопросов, на которые нужно дать конкретные ответы. В частности, нужно выяснить, какое наименьшее отличие образов ситуаций допустимо? на сколько рецепторных участков можно и нужно разбить всё рецепторное поле? какими должны быть коэффициенты u, определяющие напряжения сред рецепторных участков или, проще говоря, напряжение питания? какое соотношение между количеством выделенных участков и числом отдельно решаемых задач? каков эффект от усиления и от ослабления напряжения питания? и другие.
Сначала разобьём рецепторное поле только на два участка, и пусть каждый из участков в какой-то ситуации имеет своё напряжение питания, определяемое своим коэффициентом u; будем считать эту ситуацию предыдущей. Возьмём ещё одну ситуацию — последующую — и изменим в ней коэффициенты u, то есть переключим внимание. Образы обеих ситуаций условно представим в виде:
1-ый: ;
(3.34)
2-ой: ,
где и — нормальные образы соответственно предыдущей и последующей ситуаций первого участка; и — то же самое второго участка; нормальность — при u=1.
Допустим, выбранные ситуации противоречивы, то есть внешнее воздействие в них — одно и то же; тогда ==, а ==. Выясним, в какой степени введение индивидуальных коэффициентов u исключает указанную противоречивость, то есть в какой степени эти коэффициенты делают образы ситуаций (3.34) несхожими. Для этого представим участки и как два отдельных рецептора с эквивалентным возбуждением и вычислим степень сходства образов (3.34) в соответствии с выражением (2.7):
. (3.35)
Если все коэффициенты u окажутся равными единице, то степень сходства образов также становится равной единице, то есть образы становятся неразличимыми. Во всех других случаях степень сходства будет меньше единицы.
Коэффициенты приведения первого образа ко второму и второго к первому из (3.34) изобразятся в виде
(3.36)
Эти коэффициенты в нормальных
условиях, когда напряжения сред нормальные, становятся равными единице; в
других случаях они могут изменяться в обе стороны от единицы.
Выделим напряжением только
один участок; пусть им будет первый участок в последующей ситуации; тогда ===1 и только 1. При этом степень сходства из вида (3.35)
преобразится в вид
, (3.37)
а коэффициенты приведения изобразятся как
; . (3.38)
Сначала проанализируем
коэффициенты приведения. Если >1, то >1, <1 и <1. Это понятно: в результате увеличения напряжения части
рецепторной среды в последующей ситуации её образ будет более ярким или,
точнее, будет иметь более яркие места. При понижении напряжения относительно нормы: <1 коэффициенты как бы поменяются местами: <1, >1, но по-прежнему <1. Если принять, что оба участка одинаковы по величине: =, — то выражения (3.38) приобретут следующий вид
; .
(3.39)
Из этих выражений
отчётливо видно, что коэффициенты и расходятся в разные
стороны, и сравнивать между собой лучше не и , a c
или, наоборот, с , то есть как обратные величины. Их обратная зависимость
хорошо подтверждается следующим выражением , полученным из совместного решения
системы (3.39) при исключении коэффициента :
;
оно имеет гиперболический вид. Искажение гиперболы говорит о величине различия образов (3.34) и об отклонении ситуаций от состояния противоречивости. Величину искажения гиперболы можно характеризовать отношением коэффициентов приведения, один из которых представлен в виде обратной величины, допустим: , но это отношение приводит нас к степени сходства образов, то есть к ; поэтому лучше оценивать влияние коэффициентов напряжения рецепторной среды на уход системы от противоречивости не по коэффициентам приведения сравниваемых образов, а по их степени сходства.
Вернёмся к выражению (3.37), и проведём его предварительный анализ. Прежде всего обратим внимание на то, что, как и в других выражениях, соотношение рецепторных участков и , представлено квадратом: ; это говорит о значимости соотношения. Отметим также, что числитель и знаменатель выражения (3.37) различаются совсем незначительно, тем не менее это различие очень важное; охарактеризует его отношением . При всяком отклонении коэффициента от единицы это отношение становится также меньше единицы; и, чем больше указанное отклонение, тем меньше становится это отношение и тем меньше, следовательно, степень сходства . Именно к этому и нужно стремиться, так как таким способом можно уйти от нежелательной противоречивости ситуаций.
Посмотрим, как будет изменяться степень сходства в зависимости от коэффициента при некоторых значениях . Примем (индексы коэффициента опущены) и подставим это в выражение (3.37); получим:
. (3.40)
При равенстве рецепторных участков = выражение (3.37) примет вид
. (3.41)
И еще при одном соотношении: :
. (3.42)
Зависимости (3.40), (3.41) и (3.42) отражены на рис. 3.9. (ось u — в логарифмическом масштабе).
Рис.3.9. Зависимость
степени сходства от
коэффициента напряжения среды u
при различном соотношении рецепторных участков и .
Сразу же можно сказать, что наиболее предпочтительной является кривая , так как при этом обеспечивается самое большое изменение ситуаций; две другие кривые изменяют их в меньшей степени.
При соотношении , когда u > 1, выделенный большим напряжением участок оказывается и большим по размерам; такое состояние похоже на пропорциональность, когда усиливаются в равной степени все возбуждения рецепторов. А пропорциональность, как нам известно, не изменяет ситуаций. Этим можно объяснить слабое изменение степени сходства образов ситуаций даже при значительном повышении напряжения u. Переход в область u < 1 ничего не изменяет: хотя выделенный участок и становится меньше оставшегося рецепторного поля, но повышенным напряжением питания в этом случае обеспечивается не он, а оставшаяся часть; а это равноценно просто замене мест.
Равенство участков = несколько улучшает положение дел: степень опускается до значения 0,9 при усилении напряжения только в два раза, а при u = 10 она уже равна 0,6; это существенно. Слабой стороной выбора, при котором размеры участков и одинаковы, является то, что в этом случае мы имеем только два участка и не представляется возможность увеличить их количество. Следовательно, число решаемых задач определится только изменением напряжения питания рецепторов, а оно имеет свои физические границы. Переход к ослаблению напряжения питания (u < 1) совершенно ничего не даёт: как видно из графика (рис. З.9), кривая симметрична.
Кривая выглядит лучше других во всех отношениях. Прежде всего она отражает довольно резкое уменьшение степени сходства уже в зоне до u = 10, а ещё — возможность увеличения числа рецепторных участков. Оказывается, если выделенный участок относительно мал, то усиление возбуждений рецепторов в нём изменяет общую ситуацию (её образ), можно сказать, значительно. Так вдвое меньший по отношению к остальной части рецепторный участок, получивший четырёхкратное усиление питания, уменьшает степень сходства образов до 0,64, а участок, составляющий четвёртую часть общего рецепторного поля, при девятикратном усилении питания снижает степень сходства образов сравниваемых ситуаций уже до 0,36. Показатели — очень хорошие, но на их основании преждевременно делать вывод о том, что, чем меньше участок, тем лучше; можно предположить, что существует в этом отношении некоторый оптимум, и вокруг него желательно искать практические решения. Также резко спадает степень сходства и при снижении напряжения питания u — кривая симметрична; только при этом выделенный участок оказывается больше остальной части; что в общем-то почти одно и то же. Получается так, что можно выделить малый рецепторный участок и подать на него усиленное питание, а можно оставить на нём питание нормальным (u = 1) , но понизить его в оставшейся части рецепторного поля; результат будет такой же. Разница будет только в том, что рост напряжения питания имеет свой физический предел, а снижение можно осуществлять до нуля. Последний путь — явно привлекательней, однако увлекаться снижением никак нельзя, так как этим самым подавляется информация, поступающая от рецепторов основной, большей части очувствления, а при u = 0 она и вовсе отсекается.
Говоря о регулируемом питании рецепторов, мы имеем в виду, скорее всего, не нервные системы животных, а технические обучаемые системы управления; на основе проводимого анализа могут быть выработаны рекомендации по их устройству и по их развитию. Так, если из всего поля очувствления, как мы убедились, можно выделить небольшой участок с переменным напряжением питания, то представляется возможность из оставшейся части поля выделить ещё такой же участок, и ещё, и ещё. Таким образом, мы приходим к выводу, что обучаемая система может иметь несколько рецепторных участков.
Чтобы найти наилучшее решение в выборе количества рецепторных участков, выявим связь между ним и числом независимо решаемых задач. Допустим, все участки по количеству рецепторов в них приблизительно равны между собой. Тогда общее количество рецепторных участков определится как
. (3.34)
Если для решения очередной задачи выделять с помощью изменения напряжения питания только один рецепторный участок, а само напряжение изменять по двоичному закону: либо нормальное питание — либо изменённое, — то общее число решаемых задач окажется равным количеству рецепторных участков . Если же изменением напряжения питания выделять не один участок, а каждый раз различное количество: один, два, три и так далее, — и в различном сочетании, но сохранять при этом прежнее двуступенчатое питание, то число решаемых задач уже определится и как . И наконец, если иметь возможность выделять переменное количество участков в различном их сочетании, а напряжение питания изменять в широких пределах с g градациями (ступенями), то число задач будет равно
.
Эту
зависимость нужно рассматривать как наиболее общий случай; из неё следует
.
(3.34)
Выражение (3.44) может быть использовано для определения количества рецепторных участков n, если известна градация изменения напряжения их питания g и задано число решаемых задач N.
Изменение напряжения питания рецепторов, кроме увеличения числа решаемых задач, способствует ещё и тому, что расширяет информативность обучаемых систем управления. При неизменном, стабильном питании число отличимых ситуаций с отличимыми сигналами управления при градаций возбуждений рецепторов, как известно, определяется числом сочетаний , где m — общее количество рецепторов. Варьирование напряжений питания расширяет диапазон возбуждений рецепторов и дробит их градацию, так что действительная градация возбуждений рецепторов G определится как , где k — коэффициент, характеризующий случайное совпадение уровней возбуждений рецепторов: если совпадений нет, то k = 1; при частичном совпадении k < 1, но близок к единице. Игнорируя случайные совпадения, можно записать
. (3.45)
Столько
ситуаций может различить обучаемая система управления, очувствление которой
разбито на участки. Это — очень большое число; его трудно даже представить.
Если даже взять самые малые значения параметров: m = 100; = 2; g = 2, то и тогда — число необозримое.
Вернёмся снова к выражению (3.37) и попытаемся извлечь из него более общие рекомендации; заменим в нём отношение на количество рецепторных участков n, воспользовавшись выражением (3.43); в результате получим
. (3.46)
В оценке зависимости (3.46) сохраним прежний подход, согласно которому чем меньше степень сходства , тем лучше. Для наглядности представим это выражение в виде графиков при различных значениях коэффициента напряжения среды u (рис. З.10).
Графики нуждаются в пояснениях. Прежде всего будем помнить, что сравниваются внешние ситуации, ничем друг от друга не отличающиеся; различаются их образы очувствления, и это различие достигается путём подачи изменённого напряжения питания на один из выделенных участков, повторим: только на один, хотя в выражении (3.46) фигурируют n участков. Значение n говорит о размере выделенного рецепторного участка: если n = 2, то он составляет половину поля очувствления; если n = 3, то — одну треть; если n = 4, то — одну четвертую и так далее. Этим можно объяснить стремление степени сходства к единице при больших количествах n: значение выделенного участка сказывается всё меньше и меньше.
Рис. 3.10. График зависимости степени сходства от количества рецепторных участков n при различных напряжениях питания u
В то же время графики позволяют использовать их и при групповом изменении напряжения питания. Рассмотрим конкретный пример. Пусть u = 10; и для начала примем, что n = 12, то есть под указанным напряжением находится один из двенадцати участков; =0,636. Если теперь подать то же напряжение не на один, а на два участка, то под изменённым напряжением окажется 2/12 = 1/6 часть рецепторного поля; это равносильно тому, что n = 6, и согласно графику (6) = 0,377. Подадим напряжение u = 10 на три участка, то есть задействуем четвёртую часть поля, и получим (4) = 0,331. Четыре выделенных участка из двенадцати — это n = 3 и (З)=0,367; шесть участков под увеличенным напряжением охватывают уже половину поля очувствления: n = 2, — и (2) = 0,599. Итак, n на графике (рис. 3.10) означает, какая часть рецепторного поля имеет изменённое напряжение питания; чем больше n, тем эта часть меньше.
Ступенчатая форма кривых (рис. 3.10) обусловлена тем, что нет дробного представления участков: n может, например, равняться 6 или 7, но n = 6,5 быть не может. Как не может быть и n = 1: при этом поле очувствления не разделено на участки.
На рис. 3.10 представлены кривые, отражающие повышенное напряжение питания на выделенном участке, начиная от u = 2 и до u = 100 (при u = 1 степень сходства всегда равна единице). Понижение напряжения питания в несколько раз даёт равный результат с повышением во столько же раз, но при делении поля только на два участка; более мелкое дробление вызывает резкое расхождение степени сходства; например:
n: 2 3 4 5 6 7
u = 10: 0,599 0,367 0,331 0,342 0,377 0,421
u = 0,1: 0,599 0,838 0,919 0,952 0,961 0,978
Как видно, симметрии нет никакой: повышение напряжения питания намного эффективней, чем понижение; эта эффективность тем выразительней, чем сильнее изменено напряжение; при u = 2 особого различия нет.
Отметим общие закономерности: во-первых, повышение напряжения питания отдельного рецепторного участка приводит к резкому уменьшению степени сходства , и это можно только приветствовать; во-вторых, в общем случае наблюдается рост степени сходства при дроблении рецепторного поля на более мелкие участки; в-третьих, наблюдается некоторое труднообъяснимое местное снижение значений степени сходства при относительно мелком дроблении поля на участки.
Последнее рассмотрим более подробно. Как видно из pис. 3.10, кривая u = 2 при увеличении n всё время растёт, но это — исключение. У других кривых в самом начале, при малых значениях n наблюдается снижение степени сходства; у кривой u = 3 степень сходства падает с 0,8 при n = 2 до 0,754 при n = 3; у кривой u = 7 она падает уже с 0,64 при n = 2 до 0,441 при n = 4, и так далее, а у кривой u = 100 такое местное падение — очень существенное: от 0,510 при n = 2 до 0,039 при n = 11. После падения начинается планомерный рост, о котором говорилось выше. Местное снижение значений степени сходства имеет такую особенность: чем больше напряжение выделенного участка, тем больше провал кривой смещается вправо в сторону более мелких участков. Определим аналитически этот минимум; для этого нужно найти производную от выражения (3.46) по числу n и приравнять её к нулю. Обозначив через x, получим вместо (3.46) следующее выражение
.
Продифференцировав его и приравняв к нулю, найдём: или:
.
Из этого следует, что
наилучшее решение с точки зрения способности обучаемой системы управления
переключаться с выполнения одной работы на другую может быть получено при
условии:
. (3.47)
Рассмотрим пример. Пусть число решаемых задач обучаемой системы управления равно 16; напряжение питания рецепторных участков может быть либо нормальным, либо принимать ещё одно значение, то есть g = 2. Тогда, пользуясь формулой (3.44), получим . Подставляя это в (3.47), определим, во сколько раз нужно изменить напряжение питания выделенных участков: . Если нормальное напряжение равно 10 B, то изменённое должно составлять 90 В. Такой расчёт гарантирует самое короткое обучение.
Сопоставляя зависимость (3.47) с кривыми на рис.3.10, можно выявить некоторое несоответствие; так при u = 5 экстремум на графике выпадает на n = 3, а при u = 7 — на n = 4; и уж совсем кажется непонятным то, что при n = 2 формула (3.47) даёт = 1, в то время как на графике = 2. Всё это происходит потому, что нами принята ступенчатость графиков, и в этой ступенчатости заложено округление значений до целых чисел. Точный расчёт показывает, что при u = 5 экстремум кривой достигается при , а при u = 7 получается . Если выполнить тот же расчёт для u = 2, то получим, что , то есть этот экстремум в равной степени распространяется как на = 2, так и на = 3. Отсюда следует, что формулу (З.47) можно использовать при условии, что количество участков должно быть не менее трёх.
На практике наилучшее решение с самым коротким обучением, скорее всего, невозможно получить; и причиной тому является физическое ограничение напряжения питания: и рецепторы, и синапсы мозга могут не выдержать чрезмерных нагрузок; и придётся соглашаться с другими нелучшими решениями. В таких случаях расчёт можно вести из условия принятия допустимой степени сходства.
Выше говорилось, что любые две ситуации могут считаться различимыми и иметь какие угодно сигналы управления, если их образы отличаются друг от друга хотя бы на одну ступень возбуждения одного рецептора, превышающую естественный шум. Другими словами, две любые ситуации различаются тогда, когда степень сходства их образов меньше единицы. В теоретическом плане это определение кажется безукоризненным, но только в теоретическом. Стоит только посмотреть на обучаемые системы управления с позиций конечных систем — конечных по допустимым нижнему и верхнему пределам сигналов управления, — как сразу же возникает такой вопрос: какое наибольшее значение степени сходства приемлемо в конкретном случае?
Подойдём к ответу на поставленный вопрос со стороны выходного сигнала обучаемой системы управления; он нуждается в последующем усилении для того, чтобы состыковать его с силовым управлением приводов объекта. Поэтому каждая пара столбцовых шин технического мозга имеет на выходе электронный усилитель, который совмещает функции суммирования рецепторных долей столбцовых шин, вычитания одной суммы из другой и усиления разности.
Обозначим коэффициент данного усиления через и определим его требуемый диапазон. Примем его равным единице в том случае, когда сравниваемые образы ситуаций абсолютно несхожи, то есть когда = 0 и от противного: при полном сходстве образов, когда = 1, коэффициент должен стремиться к бесконечности. Этим условиям отвечает следующая зависимость:
. (3.48)
Так как коэффициент усиления имеет реальные пределы, определяемые электрическими параметрами усилителей, в частности своё наибольшее значение , то подставлял его в формулу (3.48), можно определить ту наибольшую степень сходства , которая допустима:
. (3.49)
После всего сказанного можно предложить следующий порядок выбора и расчёта количества рецепторных участков и напряжений их питания; и сразу же можно рассмотреть пример. Исходным параметром является число решаемых задач N; это число определяется назначением объекта, оснащённого обучаемой системой управления; оно может быть взято из технического задания или принято субъективно; пусть N = 128. Нужно договориться также о том, что напряжение питания может быть только двуступенчатым: нормальным (u = 1) и каким-то определённо изменённым (пусть u > 1), то есть градация питания двуступенчатая: g = 2. Наши расчёты не охватывают те случаи, когда градация питания больше двух.
По формуле (3.44) рассчитываем то количество рецепторных участков, на которое нужно разбить очувствление, чтобы была возможность выполнить все требуемые задачи.
участков.
Затем необходимо задать коэффициент усиления сумматора-вычитателя, стоящего на выходе технического мозга; пусть =1 000. Подставляя принятую величину коэффициента усиления в выражение (3.49), определим допустимую степень сходства :
.
Наименьшее изменение
напряжения питания определим, решая
уравнение (3.46) после подстановки в него параметров n и :
.
В результате несложных вычислений получим = 1,196; во столько раз нужно усилить нормальное напряжение питания одного из семи участков, чтобы можно было переключить объект на решение одной из 128 задач; это — минимальное усиление, при котором достижимы любые сигналы управления. Чтобы сократить продолжительность обучения, коэффициент u следует увеличить.
Продолжим рассмотрение
примера с целью выбора приемлемых параметров. Определим сначала
продолжительность обучения, принимая значение степени сходства, равное
допустимому: = 0,999. Выберем
недостающие параметры при наиболее жёстких условиях. Пусть сигналы управления в
сравниваемых ситуациях будут максимально разнящимися:
= 10; = -10, — а допустимая погрешность
пусть составляет 0,1% от их величин, то есть =
0,01.
Примем ещё, что коэффициенты приведения образов обеих ситуаций, прямой и
обратный, равны между собой; тогда ===0,999. Подставим все эти данные в формулу (2,21):
,
и получим продолжительность обучения, равную T = 8 250 циклов. Таким затяжным процесс получился потому, что было принято крайнее значение степени сходства .
Зададимся теперь приемлемой продолжительностью обучения и вычислим требуемую степень сходства . Пусть обучение длится 32 цикла; при прочих принятых параметрах согласно выражению (2.21) получим (32) = 0,789. Если принять продолжительность Т = 16 циклам, то степень сходства уже должна быть равной (16) = 0,622. В подученных данных отражено обучение с использованием только двух ситуаций; если же ситуаций будет больше, но из них эти две имеют самое существенное расхождение сигналов управления при том, что они различаются только напряжением питания, то процессы обучения, возможно затянутся, но не существенно, и полученные продолжительности в циклах будут для них определяющими.
Подставляя значения степеней сходства (32) и (16) в выражение (3.46), получим: (32) = 4,49; (16) = 6,528. Видно, что сокращение продолжительности обучения требует увеличения напряжения питания; это и понятно.
Командные рецепторы. Проведённые исследования показали, что предпочтительнее иметь большие участки с большим количеством рецепторов; однако, если не руководствоваться выбором наилучших решений, то можно позволить уменьшать размеры рецепторных участков вплоть до одного рецептора /1.39/. В принципе достаточно выделить повышенным напряжением питания только один рецептор, и объект перейдёт к выполнению новой задачи; такой рецептор справедливо назвать командным. Общее количество командных рецепторов определится общим числом отдельных независимых задач. Попробуем выявить некоторые связи с тем, чтобы на их основе можно было выбирать приемлемые решения и оценивать их.
Снова представим развитие событий в виде двух ситуаций, образы которых имеют следующий вид:
образ 1-ой ситуации: В 0;
образ 2-ой ситуации: В 0 ,
где В — рецепторное поле или, точнее говоря, энергетическая мощность всего рецепторного поля, или, ещё точнее, средняя сумма возбуждений всех рецепторов; — первый командный рецептор, то есть его возбуждение; — второй командный рецептор.
Степень сходства образов выбранных ситуаций можно привести к виду
.
(3.50)
Для того, чтобы 1-я и 2-я ситуации отличались между собой и отличались в наибольшей мере, необходимо, очевидно, увеличивать ту добавку к единице, которая заключена в скобках выражения (3.50). А для этого необходимо стремиться увеличить возбуждения, то есть энергетическую мощность, командных рецепторов и и сделать её соизмеримой с энергетической мощностью всего рецепторного поля В. Благо, что физически командные рецепторы могут представлять собой обычные переключатели, не боящиеся больших напряжений; такими же устойчивыми к напряжению можно сделать синапсы командных рецепторов. Тем не менее хотелось бы выявить хотя бы ориентировочные соотношения мощностей поля и этих рецепторов. Для этого воспользуемся снова допустимой степенью сходства , определяемой из условия выбора максимального коэффициента усиления сигнала управления на выходе их технического мозга, то есть воспользуемся выражением (3.49). Очевидно, степень сходства (3.50) должна быть меньше или, в крайнем случае, равна . Преобразуя это условие, получим
.
С учётом того, что коэффициент усиления — всегда значительно больше единицы, а () можно без особого вреда приравнять к нулю, полученное условие можно привести к виду
.
Если принять, что = (делать их различными не имеет смысла), то в результате получим
. (3.51)
Условие (3.51), строго говоря, не является расчётным; оно даёт лишь представление о соотношении используемых в ней параметров, из которых рецепторное поле В в энергетическом смысле можно представить как сумму входящих в него рецепторов очувствления. Таким образом, равенство (3.51) устанавливает энергетическое соотношение между и суммой рецепторов всего поля при условии, что ситуации еле различимы. Если взять = 1 000, то минимальная мощность командного рецептора должна составлять 1/45 часть мощности всего поля; и если поле насчитывает 900 рецепторов, то самый малый командный рецептор приравнивается в среднем к 20 обычным рецепторам. Чтобы сделать командные рецепторы более эффективными, их мощность необходимо усиливать. Очевидно, оптимальные параметры этих рецепторов должны соответствовать оптимальным параметрам рецепторных участков.
Командные рецепторы не имеют аналога в живой природе; они — плод человеческого творчества, и поэтому они вносят в систему управления некоторые свои особенности, не характерные для нервных систем животных. Так наличие в системе командных рецепторов нарушает известное свойство, именуемое нами как пропорциональность образов. Пропорциональные образы и ситуации воспринимаются нервными системами, и в том числе техническими, как абсолютно схожие с пропорциональным изменением сигналов управления. Теперь эта особенность оказывается утерянной. Чтобы её сохранить, необходимо ввести в систему контур регулирования напряжения питания командных рецепторов, в частности на базе фоторезистора у технического глаза /1.39/. Но в принципе командные рецепторы могут выполнять те же функции, что и рецепторные участки.