3.4. Динамика смещающегося
образа
При смещении взора и при изменении положения объекта образ его очувствления видоизменяется. При плавном смещении изменение образа будет также плавным, а плавное изменение образа вызывает в общем случае плавное изменение сигналов управления. Этим можно объяснить округление острых углов пешеходных тропок: для живых существ указанное округление имеет силу закона.
Зависимость изменения образа от величины смещения у различных образов различная, и определяется она характером самого образа, а точнее — соотношением таких его элементов, как пятна, контуры, полутоновые участки, линии и точки. Пусть из общего количества рецепторов m пятнами охвачены p рецепторов, контурами — k рецепторов, а линиями и точками — рецепторов, так что . Полутоновые участки с плавно изменяющимися возбуждениями рецепторов причислим к контурам. И приведём все смещения органов очувствления, имеющие различные размерности и масштабы, к смещению возбуждений рецепторов рецепторного поля; проще говоря — к смещению образа. В этом случае за единицу смещения можно принять сам рецептор. При смещении образа на x рецепторов (в общем случае — без указания направления) контуры и полутоновые участки, очевидно, начнут расширяться, охватывая всё большее количество рецепторов: , где — коэффициент пропорциональности, отражающий расположение рецепторов и направление перемещения образа, — а размеры пятен будут соответственно уменьшаться: . Останутся неизменными в количественном отношении только линии и точки: ==const.
Динамику образа будем оценивать по-прежнему с помощью коэффициента приведения этого образа к самому себе при смещении его на x рецепторов, т.е. с помощью коэффициента приведения предыдущего образа к последующему , и с помощью степени сходства этих образов . В общем виде указанный коэффициент приведения будет таким:
, (2.70)
а степень сходства изобразится как
. (2.71)
Начнём с самого простого образа, представляющего собой одно сплошное пятно; тогда =0, k =0, p = m. Само собой разумеется, что такой образ при смещении никак измениться не сможет, значит: =1; =1. Примером такого образа может быть зрительное поле в виде равномерно освещенного фона.
Усложним образ и наложим на сплошное пятно линии и точки; рецепторы распределятся так: k =0; + p = m. При смещении образа более чем на один рецептор в каждый момент времени изменять свои возбуждения будут только рецепторы линий и точек, общее количество которых будет всегда одно и то же: ==const; следовательно, выражения (2.70) и (2.711) в данном случае будут иметь вид
;
,
а это значит, что и коэффициент приведения , и степень сходства будут иметь постоянные значения на всём диапазоне смещения независимо от величины смещения, причем чем большее количество рецепторов будет охвачено линиями и точками, тем больше коэффициент и степень будут отклоняться от единицы.
Общий случай,
когда в образе присутствуют все элементы, характерен тем, что коэффициент
приведения и степень сходства
сильно зависят от
величины смещения образа. Именно такому случаю соответствуют выражения (2.70) и (2.71).
Рис.2.8. Идеальный «шахматный» образ |
Более подробно рассмотрим динамику образа, состоящего из пятен (с контурами), но без линий и точек. Идеальным случаем возникновения такого образа может быть обзор глазом шахматного поля, у которого абсолютно белые квадратные по форме клетки перемещаются с такими же по форме абсолютно чёрными клетками. Если иметь в виду, что рецепторы парны: на один рецептор света приходится один рецептор темноты, — и предположить, что рецепторы имеют идеальные рабочие характеристики, согласно которым освещенные рецепторы света и затемнённые рецепторы темноты максимально возбуждены, а затемнённые рецепторы света и освещенные рецепторы темноты имеют нулевые возбуждения, то получим идеальный «шахматный» образ (рис.2.8), у которого клеткам шахматного поля будут соответствовать его пятна. Контуры пятен (границы клеток) при смещении образа будут расширяться и всегда будут равны смещению образа x. Рецепторы контуров при смещении образа будут менять свои возбуждения на обратные: если прежде возбуждение какого-то рецептора было наибольшим, то, попадая в зону контура, оно становится нулевым, и наоборот. Поэтому при смещении образа на величину x в пределах от 0 до размера пятна а часть рецепторов, а именно: — поменяет свои возбуждения на обратные.
Коэффициент приведения исходного образа к последующему, смещенному определится как
.
Произведение возбуждении тех рецепторов, что расположены в зоне контуров в силу опрокидывания возбуждений на обратные, очевидно, всегда будет равно нулю, поэтому коэффициент приведения будет иметь вид
.
Если числом m обозначить общее
количество пар рецепторов и если по-прежнему считать, что в каждой паре один
рецептор возбужден максимально, а другой —
нулевой, то, определяя общее количество пар рецепторов, охваченных пятнами в
последующем образе как , получим выражение
для коэффициента приведения , справедливое в интервале x = 0...2a:
. (2.72)
Встречный коэффициент приведения определится как
.
А так как возбуждения каждой пары рецепторов в обоих сравниваемых образах одинаковы (они лишь поменялись местами), то встречный коэффициент оказывается равным прямому коэффициенту :
.
Степень сходства предыдущего и последующего образов определится в том же интервале x = 0...2a как
. (2.73)
Рис.2.9. Динамика смещающегося шахматного образа |
Зависимости
коэффициентов приведения , (2.72) и степени сходства (2.73) от смещения
образа x представлены
на рис. 2.9. В исходном состоянии, когда x = 0 , и при смещении на x =2a
коэффициенты приведения , и степень сходства
образов равны единице. При
увеличении смещения образа в интервале x = 0...a
коэффициенты приведения и степень сходства
уменьшаются вплоть до нуля при x = a,
а затем при дальнейшем смещении в интервале x = a...2a, снова возрастают
до единицы в положении x = 2a. Далее всё
повторяется.
«Шахматный» образ является сугубо искусственным, но он хорош тем, что позволяет оценивать очувствление обучаемой системы управления; по этой причине к нему можно прибегать для сравнения систем. Если обучить обучаемую систему только в исходной ситуации А и получить в ней сигнал управления с допустимым отклонением , то при смещении образа в ситуации сигнал управления согласно (2.14) должен быть равен .
Рис.2.10. Сравнение
фактического |
На графике (рис.2.10) полученный теоретический сигнал управления повторяет зависимость ; при нулевом смешении x=0 сигнал управления равен ; а при x = a он уменьшается до нуля.
Действительный (фактический) сигнал управления при смещении «шахматного» образа будет изменяться как-то иначе: у каждой системы он будет изменяться по-своему.
Очевидно, чем совершенней очувствление системы, тем ближе будет действительный сигнал управления к теоретическому и тем меньше будет разность между ними , то есть погрешность. Эта погрешность, как видно из графика, постоянно изменяется, но ее можно осреднить, если замерить площадь между кривыми (заштрихованную площадь) и поделить её на смещение а:
.
Таким образом, по средней погрешности можно судить о качестве очувствления обучаемой системы.
Из графика (рис.2.10) можно определить также другие показатели, например точность позиционирования и темновой сигнал управления . Точность позиционирования или, точнее, нечувствительность системы определяется как смещение образа на такую величину в окрестностях x=0 и x = a, при которой фактический сигнал управления изменяется на величину не больше допустимого отклонения . Темновой сигнал управления определяется как тактический сигнал в позиции x = a, когда теоретический сигнал равен, нулю.