В.Гагин "Системный синтез ("Лезвие жизни")"
Произведения известных авторов и на известные темы, создающиеся для досужей публики, с определенными, четко очерченными задачами, в большинстве своем, не нуждаются в предварительных пояснениях, предисловиях, вступлениях и введениях. Как, впрочем, и читатели не нуждаются, зачастую, в подобных произведениях.
Этот труд занимает особое место и призван сыграть определенную роль в процессах миропонимания и мировосприятия человеком сегодняшнего бытия. Это начало необозримой работы, участие в которой примет и с благодарностью и поневоле терпеливый читатель.
Эта работа адресована не какой-то определенной категории специалистов и не скучающей публике. Она, одновременно, и доступна, и интересна, может быть любому читателю, независимо от уровня образования, наклонностей, пола, характера, если только, он любознателен, неравнодушен к судьбе своей и человечества и располагает, хотя бы небольшим терпением и временем.
Автор пытается рассматривать различные, в принципе, интеллектуальные сферы обитания человеческого сознания, бытия, мышления, как единое информационное поле, в котором помещен человеческий Дух. Он ищет и находит общие точки соприкосновения и, более того, отражения Сущностей Разума в философиях, науках и религиях сотворенных различными творцами.
Это не попытка их объединения, а эмпатия, демонстративные погружения в различные сферы человеческого интеллектуального и духовного творчества. Автор показал, что они - суть, проявление эволюционного движения великого, единого конгломерата Систем, объединенных и управляемых Творцом. Движение это, именуемое Жизнью проходит по тонкому лезвию, которое подставляет Природа, постоянно испытывая Системы на прочность, устойчивость и реактивную сообразительность.
Несовершенство и незрелость человеческих сообществ-систем, выражается в наличии различных барьеров (языковых, национальных, терминологических, культовых), тормозящих взаимопонимание и движение вперед. Но, автор уверен, что различия, разногласия, несовместимости, приводятся, в конечном итоге, к общему знаменателю, посредством Разума и Духа нацеленных в Вечность людей.
Человеческая интеллектуальная сфера, или как ее назвал Вернадский - ноосфера, стремится и нуждается, все более и более, в универсальности научного, философского и духовного мышления, в объединении усилий для достижения цели. На заре своего развития и становления, человечество уже прошло эту фазу, на примитивном уровне. Любой носитель мудрости человеческой, будь то шаман или ученый муж обязан был знать все доступное знание: в религии, науке, искусстве, философии - от стихосложения до астрологии. Но, на каком-то этапе, это стало тормозом - уровень методологии накопления знаний и использования их, не позволял их развивать. Рост информационного тезауруса далеко опередил интеллектуальные возможности человеческого сознания.
Это привело к дифференциации всех областей мышления. Произошло разделение Знания. И с тех пор, и до настоящего времени, эта пропасть между "учеными мужами" расширяется. Теперь, это становится тормозом для человечества в целом, для его развития, для определения цели и направления движения. Мы снова должны вернуться к идее универсальности, но на новом качественном уровне. Ведь сегодня, даже специалисты одной науки, работающие в смежных областях, перестали понимать друг друга. Углубились религиозные, духовные противоречия, нарастает конфликт идеологий. Человечество разбито и разрозненно не столько языками и обычаями, сколько множественностью и мелочностью целей своего бытия. Оно стало терять направление своего движения и развития. Вектора сил, какими бы могучими они ни были, при их сложении могут дать минимальный модульный прирост, либо вообще, стать равными нулю.
Самой Жизнью, Эволюцией, Природой диктуется сегодня необходимость интеграции накопленных знаний, в какой бы сфере они ни были собраны. Объединяющим, интегрирующим фактором должна стать Информация - как фундаментальная сущность Природы. Именно поэтому в работе ей отводится особая роль.
Автор не призывает ученых и мыслителей, инженеров и врачей, идеологов и музыкантов, менеджеров и художников спешно овладевать всеми областями знаний и становиться универсальными работниками. Это абсурд. Но он убежден, что сегодняшний день уже требует развития таких наук, как Системный Синтез, Системология, Кибернетика, Синергетика, Эниология и т.д. Нужно всячески инициировать научно-практическое развитие такой науки, как Теория Информации. Более того, развивать ее прикладные разделы.
Иначе, человечество ожидают войны, конфликты во всех сферах и духовные тупики. Более того, оно может выйти на уровень бифуркационного состояния с абсолютно непредсказуемыми последствиями.
Автор понимает, что предупреждения и прогнозы, никогда не воспринимаются адекватно, как никого и никогда, не научили ничему, и горькие уроки истории. Но, он предлагает свой Системный Синтез, как ключ к пониманию многих скрытых и определяющих процессов в развитии. Как Идею, способствующую объединению непримиримого. Как парадигму мышления в трансформации Сознания.
Мир представляется, как стройная, разумная, управляемая конструкция Природы. Предлагается использовать системный подход в трактовке тем диктуемых Жизнью, Эволюцией, Природой. Окружающий нас мир и мы сами, в том числе, это иерархически взаимосвязанная стройная цепочка Систем, подчиненных одним законам, принципам и правилам.
Любая область человеческих знаний, деятельности, мышления, все процессы, происходящие в квази-, микро-, макро- и мегамире предопределены и закономерны, занимают отведенное место. Все - границы динамических взаимодействий, назначение тел и объектов, запреты и ограничения, стимулы и поощрения, все - телеологично и имеет свой строго определенный статус и свои границы дозволенного, Творцом. Все это может быть изложено в рамках Системного Синтеза.
Освоив его методы, можно найти ответ на, практически, любой вопрос, объяснить любое явление, предвидеть наиболее вероятный исход события. Но, настолько, насколько это будет позволено Энтелехией или Силами Высшего Порядка.
В Системном Синтезе есть место наукам, философиям, религиям, мистике и истории, врачу и знахарю, случайности и неизбежности, человеку и Богу. Это предтеча новой интегральной концепции Жизни. Автор назвал работу - "Лезвие жизни", т. к. сумел увидеть это тонкое лезвие эволюции, разделяющее Жизнь на прошлое и будущее. Настоящее - лишь тонкая, туго натянутая, виртуальная нить между ними. Она трудно различима, но подобна отточенному лезвию.
Если читатель - "Фома неверующий" и упоминание о Боге ему кажется неуместным, то приведу слова выдающегося физика современности, Макса Борна:
"Наука предъявляет ученому много моральных и этических требований. Если ученый верит в Бога, это облегчает его проблему. Ученый должен иметь большое терпение и смирение, а эти качества может дать ему религия".
А что касается давнего противостояния естественных наук и религии, то яснее ясного высказался бывший ректор МГУ, профессор М. М. Новиков:
"Одним из самых поразительных в истории наук оказался тот факт, что физика - эта прочнейшая основа материалистического естествознания, стала на путь идеалистический. Она пришла к выводу, что физические явления определяются духовной божественной силой".
А Эйнштейн, по этому поводу высказался гениально просто:
"Наука без религии неполноценна, а религия без науки слепа"
Это - приговор, как фанатикам религии, так и фанатикам науки.
Комментарии излишни!
В заключение, необходимо отметить, что автор, при создании книги пользовался постоянно принципом "бритвы Оккама" (Уильям Оккам - философ, считавший, что все понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию должны быть отсечены, как бритвой). И это не упрощение сути, а скорее уход от излишнего усложнения и запутывания.
Поэтому работа, в принципе, доступна и понятна для читателя любого уровня образования. Пусть только пользуется принципом "бритвы Оккама". Чтобы помочь ему, автор отдельные места напечатал более мелким шрифтом.
В то же время, труд будет интересен незашоренным специалистам из любой области знаний. Любой творческий человек найдет в ней то, что ищет, или искал. Вопросы рассматриваются, преимущественно, не только на стыке проблем, но и на стыке различных областей знания.
И последнее. Книга написана в стиле правополушарного мышления. Т. е., это не выстроенная, логически безупречно, схема идеи и повествования, а работа аналоговой структуры мышления. А это значит, что процесс идет не по одному пути, как у цифровых машин, только на логических посылах, а по нескольким параллельным вариантным линиям, где не последнюю роль играет интуиция. Такой подход ярче, доказательнее и убедительнее, но требует определенных усилий от читателя, а потому, терпения. В то же время, при таком подходе дается полная воля воображению, интуиции и фантазии читателя, использовать которые, он волен по своему усмотрению. Желаю всем читателям найти полное понимание и получить от прочтения книги высшее удовлетворение.
Философ Ю. Белова.
Одесса, 2001 г.
"Не по грехам моим судим буду, но по работе рук моих"
(Роберт Уильям Сервис)
ПРЕДИСЛОВИЕ
к терпеливому читателю
Настоящая работа - плод длительных размышлений и переоценка накопленных систематических и стохастических знаний, преломленных призмой богатого жизненного опыта автора.
При написании ее, им двигала, во-первых, духовная потребность поделиться своими выводами, которые согласуются и находят свое подтверждение, буквально во всех науках, в философских и религиозных концепциях и течениях.
Во-вторых, его рукой водили душевные порывы, рожденные интуитивной уверенностью в своей правоте. Зачастую, появляющиеся догадки, алеаторные умозаключения, выводы, озадачивали самого автора. Тогда появлялось ощущение присутствия незримого помощника. Кто он? Кто бы это ни был, автор испытывает к нему откровенную симпатию и чувство глубокой благодарности.
В третьих, автор упорно питает надежду, что если его труд увидит свет, то любой творческий, ищущий, мыслящий человек найдет в нем, как пищу для размышлений - надо ли искать, так и подсказку или намек - где искать и как искать. Независимо от того, в какой сфере человеческой деятельности идет поиск.
Автор изложил, в меру своей подготовленности и интеллектуального уровня, как общие принципы и концептуальный подход, так и практические приемы и методы, которые помогут разрешить стоящие задачи.
Пусть читателя не отпугивают формулы или терминология - они для тех, кому привычны. Автору, поневоле, пришлось делать экскурсы в различные области человеческих знаний, рассматривать философские или религиозные доминанты и парадигмы. Исследовать мир загадочных и необъяснимых явлений.
И поверь, читатель, все многообразие жизненных проявлений, все, что Природа раскрывает перед человечеством, укладывается в рамки Системного Синтеза. И с его помощью, можно найти ответ на любой вопрос - все зависит от уровня ищущего.
Верный математик, надежный инженер и любящий философ.
ВСТУПЛЕНИЕ
Человек упрямо блуждал, блуждает, и будет блуждать по темному лабиринту именуемому Жизнью в поисках Истины, тайн Бытия и секретов Мироздания.
Взяв, в помощники естественные науки, он хорошо видел, изучал, обходил отдельные деревья в лесу Познания, но терял верное направление и уходил в сторону или двигался по кругу. Недостаточно видеть преграду, нужно уметь ее преодолевать и иметь ориентиры дальнейшего продвижения вперед. Нужно Знание.
Доверяясь движениям Души, держась за Религию, человек пытается выбрать направление, но зачастую, расшибает близорукую голову об отдельные деревья. Недостаточно опираться только на Разум. Нельзя ограничиваться лишь Верой, Надеждой и Любовью. Что бы ориентироваться в поисках Истины, нужны, как Знания так и Духовный опыт. Напомним Библию:
"Хозяйство мира - из 4-х видов,
в хранилище их содержат: из воды,
земли, воздуха и света.
И хозяйство Бога подобно этому
из 4-х: веры, надежды, любви
и знания. Наша земля - это вера,
в которую мы пустили корень,
вода - это надежда, которой мы
питаемся, воздух - это любовь,
благодаря которой мы растем, а
свет - это знание, благодаря
которому мы созреваем".
(Евангелие от Фомы, 115 /сб.2, соч.3/)
У автора, порою закрадывается мысль, что Библия была дана человечеству, в свое время, не только для сохранения и защиты его биологического потенциала и интеллекта, во времена "взросления Разума", но и для того, чтобы прийти к пониманию необходимости объединения усилий и создания универсальной концепции Мироздания. И наука, и философия, и религия, дают лишь отдельные фрагменты общей картины мира. Чтобы сложить из мозаичных сущностей единое полотно и увидеть целиком картину Мира, охватить ее единым взглядом, нужен системный подход, нужна интеграция не только в науке, но и единении ее с философско-духовными достижениями.
Первоначально, автор тщательно и скрупулезно выписывал все ссылки для используемого иллюстративного материала, (дабы, любители изобличать, не обвинили в плагиате), и вкраплял их в текст. Но, поняв, что это уродливо и бессмысленно, отказался от затеи. Настоящая работа не диссертация соискателя звания, не философско-религиозный диспут и не труд изобретателя.
Это - Картина Мира, написанная подручными средствами, с помощью Интеллекта, по велению Души и под управлением Духа. Поэтому, бдительный читатель, не ищи в работе компиляций и не спеши обличать. Бессмысленно обвинять изобретателя велосипеда в том, что не он изобрел колесо, и технологию выплавки стали. На велосипеде надо ездить и его надо совершенствовать. Поэтому, автор будет рад, если терпеливый читатель найдет в работе ответы на занимавшие его вопросы. А если добавит, в общую картину, свои суждения и находки, значит, автор не одинок.
Настоящая работа - компас для прагматика, очки для идеалиста и связка ключей для человека пытливого, ищущего и настойчиво идущего лабиринтом по имени Жизнь.
Добавлю еще слова академика Л. Мельникова:
"Практически все великие научные идеи и теории явились не в результате строгой рассудочной и критической деятельности людей, а, как правило, путем интуиции, озарения, а то и в порядке откровения свыше или видений, то есть, извлечены из недр подсознания".
Приведу слова древнегреческого философа-материалиста Эпикура, сказавшего более 2 тыс. лет назад:
"Помни, что, будучи смертным, по природе, и получив ограниченное время (жизнь), ты восшел, благодаря размышлениям о Природе, до бесконечности и вечности и узрел "то, что есть и что будет, и то, что минуло".
Задумайся, терпеливый читатель!
АВТОР
ВВЕДЕНИЕ
"Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники, они согласуются и дополняют друг друга".
(Макс Планк)
Окружающий нас мир: Природа, Вселенная в которой мы существуем, находятся в постоянном движении и развитии. Так наше сознание воспринимает окружающий мир. Элементы его составляющие как-то взаимосвязаны, живут по определенным Законам, взаимодействуют между собой, создают различные комбинации, объединения, структуры, системы, изменяют свое состояние.
Мы считаем, что все процессы происходящие вокруг нас закономерны и обусловлены. Все реакции, сдвиги, вращения, вибрации, колебания, взрывы, затухания, физические запреты и ограничения идут в строгом соответствии с Законами Природы. По большому счету, у Природы нет места Случайности, считаем мы. Случай - непознанная закономерность, говорит диалектический материализм. Чем глубже проникает Разум в тайны Природы, тем меньше места остается случайности.
Чем глубже и шире человек изучает физические, химические, механические, ядерные, космологические, социологические, психологические и т.п. закономерности, явления и свойства окружающего нас мира, тем больше наук возникает на стыке уже существующих и, тем шире горизонты открываются.
Чем активнее и пристальнее Человечество изучает Вселенную, тем больше упрямых фактов, удивительных феноменов и четких закономерностей указывают на роль и место случайности в эволюции окружающего мира. Возможно, правы креационисты? В Акте творения Природа закодировала появление разумной жизни? Появление Разума предопределено?
Известный космолог И. Шкловский писал:
" Огромное разнообразие звезд, включая сюда и нейтронные звезды, планеты, кометы, живую материю с ее невероятной сложностью и много еще такого, о чем сейчас не имеем даже понятия, - все, в конце концов, развилось из примитивного плазменного облака. Невольно напрашивается аналогия с каким-то гигантским геном, в котором закодирована вся будущая, невероятно сложная материя во Вселенной".
Российские ученые-физики В. Ю. Тихоплав и Т. С. Тихоплав, считают что вероятность образования вещества Вселенной ничтожно мала. Фундаментальные константы Вселенной: скорость света, заряд и масса электрона, постоянная Планка и т.д. таковы, что малейшие их изменения привели бы к распаду вещества.
В своей книге "Физика веры", они пишут:
"В результате огромных исследований большинство ученых пришло к выводу: материальная Вселенная, пространство, время, жизнь и разумные существа на Земле и других планетах созданы Сверхразумом".
А академик Г. И. Шипов прямо заявляет:
"Я утверждаю: есть новая физическая теория, созданная в результате развития представлений А. Эйнштейна, в которой появился некий уровень реальности, синонимом которого в религии является Бог - некая реальность, обладающая всеми признаками Божества".
Попробуем разобраться с "физикой лирики" и с "лирикой физики".-
СИНЕРГЕТИКА - РАЗДЕЛ СИСТЕМНОГО СИНТЕЗА-
"Я убежден, что придет день, когда физиолог, поэт и философ будут говорить одним языком и будут понимать друг друга"
(Клод Бернард)
Чем более просвещен человеческий разум, тем чаще и пристальнее задумывается он о сути и смысле Бытия. Пытливый ум ищет ответы на вопросы - кто направляет, и куда идут эволюционные процессы, какова цель вечного движения, какие критерии Добра и Зла у стоящего за всем этим Творца или Мирового Разума, которому не найдено, пока, даже определения, кроме смутных понятий: Судьба, Предопределение, Рок, Всевышний, Созидатель, Бог…человек задумывается об этом в ранние периоды своей жизни. Впоследствии интерес к этим темам пропадает. Таково уж свойство человеческого разума: если поиски безрезультатны, интерес к ним пропадает. И только люди, сохранившие детское любопытство и юношеское упорство докапываться до сути на всю жизнь, становятся учеными и творцами, получают, иногда, по милости Судьбы ответы на жгучие вопросы.
Ученых давно ставят в тупик явления, которых не должно бы быть. К таким явлениям относятся примеры самоорганизации материи. Без явных внешних причин, материя начинает образовывать на самых ранних этапах, определенные структуры. Изучением этих явлений занимается синергетика - синтетическая наука, возникшая на стыке многих наук.
Синергетика - наука молодая. Еще сравнительно недавно она не признавалась серьезными учеными, но жизнь показала, что эта наука сама достаточно серьезна и возникла как настоятельная необходимость.
"Я назвал новую дисциплину синергетикой, - писал в предисловии к своей книге, переведенной на многие языки, профессор Штутгартского университета Герман Хакен, - не только потому, что в ней исследуются совместные действия многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходимо кооперирование различных дисциплин".
Название науки произведено от греческого слова, означающего "содействие", "сотрудничество", в 1975 году. Синергетика изучает, прежде всего, явления самоорганизации в Природе.
Настоящая же работа затрагивает более широкий круг проблем. В Природе неуклонно действует принцип "Отрицание отрицания", или лучшее - враг хорошего. Вообще, хотелось бы привести слова В. Захарченко, Действительного члена Академии Космонавтики:
"В развитии наук наступает время, когда даже самая прогрессивная теория начинает мешать… развитию. Утверждение "только так и никак иначе" стало тормозом на пути прогресса.
Поэтому, создавая новую науку, давайте смелее подвергать сомнению, позицию сложившихся авторитетов. Есть много фактов, противоречащих теории Дарвина об эволюции. Так ли уж приемлемо везде и всюду положение Альберта Эйнштейна о взаимоотношении массы и скорости? Теория разлетающейся Вселенной с ее доплеровским красным смещением - все ли она может объяснить? Наш глубокоуважаемый Павлов с его физиологическими аксиомами не может ответить на все вопросы современности".
Что же такое, самоорганизующаяся система для синергетики? Такая система должна отвечать нескольким условиям. Во-первых, система не должна быть закрытой (она может быть полузамкнутой, т.е. находиться в энергоинформационной эволюционной цепочке). Закрытыми системами будем называть те, которые полностью изолированы в физическом плане, - внутри таких систем неуклонно выполняется второе начало термодинамики.
Во-вторых, такая система должна иметь первоначальное отклонение от равновесия, т.е., быть неравновесной. Неравновесность может возникнуть вследствие подвода к системе энергии, т.е. направленного воздействия извне. Но она может возникнуть в системе и стохастически, как нам кажется, случайно.
В третьих, все процессы в системе, поддающиеся статистическому анализу, происходят кооперативно, самосогласованно.
Самоорганизация может быть двух типов. Первый - в системе не появляется качественно новых элементов, и весь процесс сводится к перекомбинации элементов, или к изменению их количества. Примеры: образование галактик, атмосферных вихрей, химических структур и т.п.
Второй: в системе образуются макромолекулы при химической эволюции, образуются новые виды в биологической эволюции, возникают клетки живой ткани и т.п. Второй тип характерен для живых систем.
В синергетике активно используются различные математические методы при анализе разных сторон самоорганизации. Например, принцип дополнительности - знаменитая идея Нильса Бора. Суть его в том, что изучение окружающего мира рождает дополнительные понятия и характеристики. Т.е. такие, каждая из которых может, лишь с определенной точностью, быть вычислена по отношению к другой. Так, в квантовой механике дополнительными являются координаты и импульсы микрочастиц, входящие в соотношение неопределенностей. Бор говорил о дополнительности биологических законов, по отношению к тем, которым подчиняются неживые тела. Т.е., великий ученый чувствовал, что для описания процессов в живых системах, для объяснения феноменов живых процессов, недостаточно одних лишь физических Законов.
Сегодня, при моделировании сложных, больших систем, без дополнительных моделей не обойтись. Невозможно с помощью одной модели описать реальную систему. Для этого необходимо несколько моделей, каждая из которых отвечает на определенное множество вопросов о системе и ее функционировании.
Две великие эволюционные теории, созданные в 19 веке, могут показаться взаимоисключающими. Теория эволюции Дарвина утверждает, что в мире происходит непрерывное рождение все более сложно организованных систем. Второе начало термодинамики - теория эволюции физических систем - утверждает прямо противоположное. Т. е., изолированная физическая система целеустремленно и необратимо стремится к равновесию.
Биологическая теория говорит о непрерывном структурировании, созидании, упорядочении, а физическая - о нарушении порядка, выравнивании различий, упрощении, росте энтропии. Но, противоречие разрешается. Эти теории не противоречат друг другу. Дело в том, что сформулированы они для разных, в принципе, систем: биологическая - для открытых систем, а физическая - для закрытых. Их эволюции подчиняются разным законам. И, оказалось, что физической теории эволюции открытых систем не существует! Она не создана. Создать такую теорию, значит определить принципы, предопределяющие изменения в системе, их суть и неизбежность.
Настоящая работа - это синтетическая теория полузамкнутых эволюционных систем, сочетающая и увязывающая достижения и открытия двух теорий эволюции систем - физической и биологической.
Бор и Шредингер считали, что законы физики и биологии нельзя смешивать чисто механически. Они несовместимы, хотя и непротиворечивы. Они дополняют друг друга. Шредингер, вообще считал, что можно ожидать, что в живой системе царит новый тип физических законов. Т. е., действует другая физика. Позже была сформулирована "синтетическая теория" в биологии - современная биологическая концепция эволюции. Она вобрала в себя достижения генетики, биогеографии, концепции видов, данные палеонтологии и согласовывала это с теорией Дарвина. С другой стороны, появились очертания новой физики - попытка создать неклассическую термодинамику открытых систем. Но, порознь, эти теории не дают ответов на многие острые вопросы.
Первым серьезным вкладом в создание синергетики было открытие, сделанное при изучении диссипативных (летучих) структур. Ученый Белоусов В.П. получил обратимую химическую реакцию. В обычной колбе, некий бесцветный раствор, после добавления щепотки некоего вещества, начинал периодически менять цвет, - красный менялся на синий и наоборот, сколько угодно долго.
За это открытие, в 1980 г. была присуждена Ленинская премия. Большой вклад в экспериментальные исследования этого процесса внес А.М.Жаботинский. Поэтому, эти реакции называют реакциями Белоусова-Жаботинского. На Западе, первым, по достоинству оценил это открытие физико-химик русского происхождения Илья Пригожин - лауреат Нобелевской премии. Группа Пригожина связала реакции Белоусова-Жаботинского с таким явлением, как конвекционная неустойчивость Бенара, или ячейки Бенара (на языке физиков - просто "бенар"). Суть его в следующем: если налить на сковородку растительного масла, то, после подогрева, через какое-то время, жидкость структурируется в правильные ячейки, похожие на пчелиные соты. Т. е., после подвода энергии в виде тепла, в открытой системе образуется некая структура. В этом - ключ к термодинамическому анализу самоорганизации в неравновесных системах. И, что еще более важно, к физическому описанию эволюции открытых систем. Общий вывод можно сформулировать так: Неравновесность состояния системы может стать причиной возникновения в ней порядка.
Этот вывод очень важен. До сих пор классическая термодинамика имела дело только с одним процессом: ростом энтропии, возникновением беспорядка из первоначальной упорядоченности. Но, оказалось, что в открытых системах этот процесс может идти вспять: из беспорядка рождается порядок, как это следует из биологической теории эволюции.
Пригожин назвал такие структуры диссипативными, т. е. Летучими. Оказалось, что такие структуры, при определенных условиях, возникают и при реакциях Белоусова-Жаботинского. Именно Жаботинскому удалось остановить реакцию и получить промежуточные продукты в виде упорядоченных картин.
И. Пригожин и П. Гленсдорф выдвинули новую теорию, определяющую, как они говорят "критерий эволюции". Исходя из концепции образования устойчивых диссипативных структур в системах, вдали от равновесия, они попытались математически сформулировать правила, которые бы предсказывали создание новых форм. Они писали:
"Существует только один тип физических законов, но различны термодинамические ситуации: вблизи и вдали от равновесия. Разрушение структур, вообще говоря, наблюдается в непосредственной близости к термодинамическому равновесию. Напротив, рождение структур может наблюдаться за пределами устойчивости".
Но, эксперименты показали, что не все реакции и процессы удовлетворяют критерию Пригожина. Поиски в этом направлении продолжаются.
Серьезным вкладом в синергетику можно считать физико-математическую модель эволюции на пред биологической ее стадии. Она удачно сочетает допущения из физики, химии, классической биологии. Предложил ее немецкий химик, лауреат Нобелевской премии, Манфред Эйген. Он распространил принцип естественного дарвиновского отбора на процессы, которые должны были происходить при эволюционном скачке. Он ввел понятие "конкуренция гиперциклов", подразумевая под ними циклы химических реакций, приводящих к образованию первых белков. Такая модель считается, пока, довольно удовлетворительной.
Синергетика имеет дело, преимущественно, со структурами, которые не терпят энергетического "голода". Если масло не подогревать, ячейки быстро исчезнут. Биологические же структуры обладают свойством запасать энергию и могут, на какое-то время, обойтись без источников питания. Они ведут себя и как диссипативные, и как равновесные. Никаких аналогий им ни в физике, ни в химии нет.
Другая особенность: ячейки Бенара возникают случайно, без какой-либо программы. Живые структуры - функциональны. Они никогда не бывают случайными. Процессы, происходящие в них, подчинены общей программе, закодированной эволюцией и телеологичны. В любой системе, будь то клетка или туча саранчи, никогда не бывает случайности и бессмысленности.
У живой Природы - строгий режим экономии, тогда как неживая чрезвычайно расточительна. Живые системы - это качественно новые системы. Это можно сказать и на языке теории информации, и на языке термодинамики. Суть та же: живые и неживые системы разделяет пропасть. Так же, как живые и живые разумные.
Все системы, включенные в эволюционную цепочку, подчинены единой цели, имеют много общего, руководствуются одними принципами построения и функционирования, у них сходны реакции и свойства, они управляются из одного Центра.
Эволюционирующие системы гармонично взаимосвязаны, подчиняются общим законам Природы, имеют сходные алгоритмы поведения в сходных условиях.
Остановимся на этом подробнее.